"Постепенно, шаг за шагом мы урегулируем латвийско–российские отношения. Риторика останется в прошлом, и мы станем добрыми соседями", — уверена председатель сейма Ингрида Удре (Союз "зеленых" и крестьян), которая как раз сегодня встречается с послом РФ в Латвии Игорем Студенниковым.
— Г–жа Удре, чем будет заниматься латвийский парламент после 1 мая? Многие считают, что роль сейма резко уменьшится и наши депутаты будут только утверждать директивы, поступающие из Брюсселя.

— Это совершенно не так! Сейм был и останется активным законодательным институтом страны. В ЕС находятся и Франция, и Великобритания, и нельзя сказать, что полномочия этих парламентов ограничены. Парламент Латвии будет и дальше продолжать законотворческую работу, утверждать правительство и следить за его деятельностью, выполнять другие присущие ему функции. Конечно, определенные вопросы будут находиться в компетенции Евросоюза, но главенствующая роль парламента в Латвии нисколько не уменьшится.

— Многие депутаты нередко упрекают вас в том, что вы слишком мягко ведете пленарные заседания сейма, не реагируете на грубости, которые допускает в своих выступлениях один–другой парламентарий.

— Во–первых, грубости депутаты во время дебатов, мне хочется верить, все–таки не допускают. А во–вторых, я нередко напоминаю депутатам, которые выступают с трибуны некорректно, статью положения о работе сейма, которая позволяет на основании решения парламента лишать депутатов права выступать и даже участвовать в заседаниях парламента. Депутату может быть запрещено посещать вплоть до пяти пленарных заседаний.

— И все–таки депутаты иногда переходят все границы. Чего стоит, например, призыв отдельных парламентариев в адрес своих коллег переехать на жительство в другую страну — например в Израиль.

— Именно после такого заявления из уст г–на Табунса я и зачитала ему дисциплинарную статью из положения о работе сейма. Это был неприятный момент, мы обсудили данные высказывания г–на Табунса с г–ном Плинером, который был пострадавшим в этой дискуссии. Конфликт был разрешен.

— Г–жа Удре, что думаете вы как экономист: действительно ли нас ждет еврошок и цены после 1 мая резко вырастут?

— Не думаю, что еврошок будет. Не нужно поддаваться панике и верить слухам о грядущем повышении цен. Из истории мы знаем, что слухи могут… даже банковскую систему угробить. Если кредиторы (клиенты) поверят в дезинформацию о банкротстве какого–то банка и одновременно ринутся снимать деньги и закрывать счета, то этот банк действительно может оказаться перед угрозой банкротства.

Посмотрите, что было с солью. Кто–то распустил сплетни о резком повышении цен на соль, и все бросились скупать соль в огромном количестве. Торговцы тут же взвинтили цены… Но прошла пара недель, цены снова упали, и сейчас в магазинах горы соли, и уже никто ее в таких огромных количествах не покупает. Ажиотаж схлынул, все поняли, что никакого солевого дефицита и резкого роста цен на этот продукт не будет.

Поэтому главное — не пугайте самих себя и других. Сейчас нет никаких экономических предпосылок для внезапного и значительного роста цен на продукты, особенно учитывая, что 1 мая мы только вступаем в ЕС, а отнюдь не входим в зону евро. Лат еще несколько лет останется нашей денежной единицей. Если говорить вообще об уровне цен, то у нас уже давно на некоторые виды товаров цены выше, чем в странах ЕС. Однако это ни у кого не вызывает паники и ажиотажа. Давайте спокойно встретим 1 мая и будем вместе трудиться над тем, чтобы каждый житель Латвии ощутил те блага, которые дает нам присоединение к сообществу самых развитых стран континента.

— Премьер И. Эмсис на днях с грустью констатировал, что в Латвии наступил кризис идей. Основные задачи страны достигнуты — мы вступили в ЕС и НАТО. И сегодня неясно, к чему же еще призывать людей. На ваш взгляд, что может стать новым приоритетом Латвии?

— Приоритет для всех нас — это повышение благосостояния людей. Для этого мы и вступаем в ЕС, чтобы быстрее этой цели достичь. В одиночку нам очень долго — десятилетиями — пришлось бы добиваться повышения уровня жизни населения. Теперь у нас появился шанс быстрее добиться благосостояния. Все зависит от нас — насколько мы будем умело работать и использовать средства структурных фондов ЕС, которые специально выделяются для поддержки нашей экономики.

В сейме для выработки наших приоритетов даже создана специальная комиссия будущего развития Латвии. Ее задача — поддерживать науку, инновационные технологии. Ясно, что Латвия — это страна, которая должна зарабатывать не за счет крупных монопольных компаний, а за счет развития мелкого и среднего бизнеса, за счет использования высоких технологий в производстве. Ведь наш основной ресурс — это интеллектуальный потенциал.

Если мы говорим о приоритетах латвийского государства вообще, то здесь стоит упомянуть тему развития отношений с соседями. Это, как ее называет ЕС, "политика новых соседей". Латвия готова делиться своим опытом демократического развития со всеми своими соседями, мы хотим, чтобы соседние страны тоже были стабильными и процветающими. Это способствует общей стабильности в регионе.

— Если вы будете слишком усердствовать в этой политике поддержки соседей, то оппозиция в лице "ТБ" и "Нового времени" обвинит и вас лично, и правительство Эмсиса в "промосковских" настроениях. — Все эти разговоры о "руке Москвы", извините, просто глупости! Правительство не делает ничего такого, что позволило бы оппонентам обвинить его в какой–то пророссийской политике.

В интересах Латвии — развитие добрососедских отношений с Россией. Я думаю, что постепенно, шаг за шагом мы наладим наши отношения. Они и сейчас неплохие — в экономике, в культуре, на человеческом уровне. Осталось активизировать диалог политиков. Я думаю, что начать можно было бы со встречи парламентариев. В понедельник я встречаюсь с послом России, и мы это обсудим. Полагаю, что посол передаст мне ответное послание спикера Госдумы Бориса Грызлова. Конечно, последние заявления Госдумы РФ — в том числе по расширению НАТО — вызывают в Латвии сожаление. Вместе с тем мы понимаем, что это политическая риторика, зачастую рассчитанная на внутреннюю ситуацию в России. В Госдуме России, я надеюсь, достаточно прагматичных депутатов, которые понимают, что вступление Латвии в НАТО не несет никакой угрозы России. Напротив, это позволяет всем странам региона более эффективно бороться с новыми вызовами и угрозами.

— Улучшение отношений с Россией тесно связано с решением конфликта вокруг реформы–2004. На ваш взгляд, удастся ли этот конфликт разрешить?

— Только что в Риге побывали евроэмиссары ПАСЕ. Они провели множество встреч, изучили ситуацию и, судя по их первым выводам, никаких особых проблем не увидели. Для меня очевидно, что проблема не в самом законе, а в отсутствии диалога. Министерство образования не вело конструктивного диалога со ВСЕМИ школами нацменьшинств. Это и позволило активистам так называемого штаба вовлечь в политические акции детей, что, на мой взгляд, совершенно недопустимо. Примечательно, что на встрече с евродепутатами в одной русской школе на их вопрос, готовы ли старшеклассники все предметы изучать, например, на английском, они дружно ответили: "Конечно!" Значит, проблема не в языковой пропорции в законе. Если ребята готовы 100% предметов изучать на английском, то они вполне могут изучать в 10–м классе 60% предметов на латышском. Еще раз повторяю — диалог нужен. Со школьниками, их родителями, учителями. Но что касается штаба, тут у меня отношение к его деятельности очень скептическое. Это вообще непонятное формирование. Оно официально не зарегистрировано, и получается, что не является легитимной организацией.

Я думаю, что реформа все–таки будет проведена, и в конечном итоге она пойдет школьникам только на пользу. Никто не собирается лишать права детей учиться на своем родном языке. Речь идет лишь о том, чтобы государство помогло ученикам старших классов лучше освоить латышский язык при изучении различных дисциплин и, значит, получить возможность поступать в вузы. Я не считаю, что это нарушение прав человека, когда государство за свой счет дает возможность детям лучше освоить язык и обеспечить себе лучшее будущее. Не сомневаюсь, что скоро все страсти утихнут и начнется нормальный образовательный процесс в школах.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!