"Эмсис и Ко пытаются обвинить во всех грехах предыдущее правительство Репше. Даже обострение ситуации в связи со школьной реформой умудрились свалить на нашего Шадурскиса, хотя она была принята еще 6 лет назад! В действительности же именно нынешнее правительство не в состоянии справиться ни с одной серьезной проблемой.
Самый наглядный пример — эпопея с хозяйскими домами. Уверена, что правительство Эмсиса рухнет как раз из–за протестов обездоленных жильцов денационализированных домов", — эмоционально сказала в интервью "Вести Сегодня" экс–министр культуры, а ныне депутат сейма Ингуна Рибена.

— Г–жа Рибена, почему вы, депутат, ведающий вопросами образования и культуры, вдруг взялись за проблему хозяйских домов?

— Вы знаете, мне просто надоело смотреть, как наши т. н. профессионалы в этом вопросе годами ничего не могут решить. Вообще это какая–то беда нашей страны: десятки лет многие проблемы не сдвигаются с места, при этом их решением занимаются тысячи чиновников и политиков. Все имитируют бурную деятельность… без видимого результата. Мало можно найти стран в Европе, где бездеятельность хорошо оплачивается.

Сегодня, наверное, и ваши читатели уже не вспомнят, когда же начал действовать закон о денационализации домовладений. Оказывается, еще в июле 1992 года! И вот все эти 12 лет домовладельцы и жильцы этих домов были заложниками данного закона. Кардинально же, по существу, проблема не решалась. И нынче те же "народники" предлагают совершенно нереальные варианты выхода из грядущего кризиса. А чиновники Рижской думы даже не в состоянии представить точные данные, сколько конкретно семей могут оказаться на улице в случае отмены потолка арендной платы. Чиновники все время используют слово "приблизительно". Как будто речь идет, извините, о картошке, а не о живых людях. А что, 100 семей, которые забудут внести в "приблизительный" список, уже не в счет?

Считаю, что проблему нужно решать двумя способами. Способ первый — государство обязано разработать механизм компенсации жильцам хозяйских домов. Это должны быть солидные суммы, чтобы у жильцов был выбор: или полученные деньги использовать как первый взнос на покупку новой квартиры в кредит, или, наоборот, остаться жить в хозяйском доме и эту компенсацию тратить на арендную плату. Или, может, вообще переехать в сельскую местность и начать заниматься крестьянским хозяйством. Второй способ тесно связан с первым: пока государство этот механизм компенсации не приняло и не изыскало финансовые ресурсы, необходимо сохранить — на нынешнем уровне — потолок арендной платы. Иначе 1 января, холодной зимой, тысячи семей просто выбросят на улицу. Пока я не вижу политической воли решать эту проблему. Время же на ее решение стремительно тает, и если правительство никаких реальных вариантов выхода из кризиса не предложит, то его свергнут сами жильцы.

— Пока, правда, правительство пытались свергнуть вы сами. Зачем "Новое время" голосовало за отставку кабинета Эмсиса именно сейчас, когда следующей модели правительства просто нет?

— Для ваших читателей, наверное, не секрет, что мы с первого дня создания правительства Эмсиса считали эту коалицию вредной для Латвии. И, разумеется, мы используем любую возможность, чтобы отправить этот кабинет в отставку. Нас не должно смущать то обстоятельство, что пока еще нет наброска следующего правительства. Главное — свергнуть нынешнее, и тогда уже правым партиям придется сесть за стол переговоров и искать взаимоприемлемые варианты сотрудничества.

— Г–жа Рибена, так "Новое время" уже вело почти двухмесячные переговоры с "народниками", однако вы так и не смогли договориться…

— Проблема в том, что у Репше и его команды есть система ценностей, мы знаем, какую Латвию хотим построить — Латвию, свободную от коррупции, с эффективной экономикой и системой управления. У нас есть свои принципы, от которых мы не можем отказаться. Что же касается Народной партии, то ее репутация отнюдь не безупречна. Вспомним все эти скандалы с векселями (речь идет о векселях экс–лидера НП Андриса Шкеле. — А. Э.), с ветряными генераторами, с т. н. дигитальным ТВ… Мы с тяжелым сердцем идем на переговоры с "народниками". Идем потому, что понимаем реальный расклад сил в нынешнем сейме, потому, что… всегда хочется верить в лучшее. В то, что наши партнеры наконец начнут работать в интересах страны и ее жителей. Может быть, мы идеалисты, но здесь уже ничего не поделаешь…

Кстати, "народники" совершенно бессовестно пытаются возложить вину за те или иные недоделки на предыдущее правительство Репше. Но ведь мы все эти тяжелейшие проблемы получили в наследство от предшественников. Ту же реформу образования не мы вводили. Не наша вина в том, что проблемами освоения госязыка русскоязычными начали заниматься лишь в последние годы. А кто мешал властям еще в начале 90–х постепенно в школах вводить больше предметов на латышском? Чтобы дети могли лучше освоить язык к моменту обучения в старших классах. Хочу напомнить, что реформа была зафиксирована в законе об образовании еще в 1998 году. Но ее реализация пришлась как раз на период правления Репше, и Шадурскис был вынужден что–то делать, искать компромисс в ситуации, когда в законе было зафиксировано "начиная с 10–го класса обучение ТОЛЬКО на госязыке".

— А что происходит в самом "Новом времени"? Назревает ли у вас раскол?

— Я лично никаких признаков раскола не вижу. Но, конечно, нам нужно понимать, что любой человек, попав в политику, проходит проверку "деньгами и властью". И, может быть, у одного–другого не очень закаленного человека начинает кружиться голова… Если же говорить о нашем коллеге Марисе Гулбисе, который в последнее время в прессе критиковал руководство "Нового времени", то я по сей день из его уст никаких претензий, никаких иных взглядов на слышала. Причем по очень банальной причине — Марис не посещает ни заседания фракции, ни правления партии. И использует для "общения с партией" прессу и политические кулуары. Что ж, это его выбор. С другой стороны, нам всем было бы безумно скучно жить, если бы все говорили одно и то же. Я, например, как человек творческий тоже люблю какую–то идею подать нестандартно, броско, чтобы меня заметили.

— Вы считаете, что в этом сейме еще можно будет создать новое правительство?

— Это возможно, если нам удастся убедить "народников", что дальше так, как прежде, жить нельзя. Нам нужна ответственная власть, и нам необходимо конкретное решение проблем, а не многолетняя говорильня ни о чем. Люди устали ждать позитивных перемен, а они назрели — и на уровне государства, и на уровне городов, прежде всего на уровне столицы, где беспорядка не меньше, чем в правительстве!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!