Читая новости о событиях в нашей стране, нередко ловишь себя на мысли о том, что происходящее сейчас в Латвии уже где-то когда-то случалось. Дежавю.
1918 год. Версаль. Подписан унизительный для немецкой нации мирный договор. Германия не просто проиграла войну, страна испытала национальное унижение.

1991 год. Рига. Пришедший к власти в Латвии «Народный Фронт» начал массированно внедрять в общественное сознание теорию «оккупации» и «боли латышского народа», то есть убеждать общество, что Латвия — проигравшая сторона по итогам Второй мировой войны, а латыши унижены.

1925 год. Локкарно. Германия отказывается от притязаний на Эльзас и Лотарингию, фактически входящих в состав Франции после окончания Первой мировой войны.

2007 год. Рига. Вступает в силу договор о границе, согласно которому Латвия отказывается от претензий на район Абрене, фактически входящего в состав России после окончания Второй мировой войны.

1919 год. Мюнхен. В местных пивных собирается компания, называющая себя немецкой рабочей партией (DAP). Партия черезвычайно малочисленна, влияние ее нулевое. Мюнхенцы насмехаются над ДАПовцами, считая их, мягко говоря, чудаками. В сентябре в одной из пивных к ним присоединился ефрейтор рейхсвера по имени Адольф, не имевший ни политического веса, ни даже образования.

2000 год. Рига. На собрании националистически настроенной молодежи создается объединение «Visu Latvijai», лидером которого становится сотрудник газеты «Лауку Авизе» Райвис Дзинтарс. Отношение общества к новому объединению — критическое. В 2002 году «Visu Latvijai» становится общественной организацией, а в 2006 политической партией.

1923-25 и 1929-33 годы. Экономика Германии переживает жесточайший кризис.

2008-2009 годы. Экономика Латвии испытывает наибольшие трудности из всех стран ЕС.

1918 год. Германия вынуждена платить огромные репарации по условиям Версальского мира.

2009 год. Латвия залезает в астрономические долги перед внешними кредиторами.

1935 год. Берлин. Первая поправка к закону о гражданстве Рейха. Еврей не может быть гражданином Рейха. Чиновники-евреи должны быть уволены до 31 октября 1935 года.

1991-94-е годы. Латвия. Решением Верховного Совета значительная часть нелатышей причислена к «квадратно-» и «круглопечатникам». Первые лишены гражданских, экономических и политических прав частично, вторые — практически полностью. Русскоязычные в массовом порядке подлежат увольнению, особенно из государственных организаций.

Как уже догадался внимательный читатель, в четных абзацах статьи упомянуты события, являвшиеся историческими предпосылками эпидемии коричневой чумы, захлестнувшей Европу в тридцатые и сороковые годы минувшего века. В нечетных — некоторые факты современной Латвии. И я не буду утверждать, что все совпадения и аналогии случайны. Как не случайна и дата написания статьи — ночь с 16 на 17 марта.

Возможен ли фашистский режим в современной нам послевоенной Европе? Ответ истории — да. 64 года прошло с последних залпов Второй мировой. Почти половину этого срока управляли своими странами фашисты Франко и Салазар. Испания и Португалия расстались с этими режимами только в середине семидесятых. С 1967 по 1974 год в Греции захватили власть Папандопулос и Иоаннидис, залившие свою страну кровью жестоких политических репрессий.

Принимают ли фашистскую угрозу всерьез в старых странах ЕС? И снова ответ — да! Не так уж далекой от нас Франции очень повезло с национальным лидером. Николя Саркози — личность государственного масштаба, он думает о будущем своей страны на десятилетия вперед. Недавно Президент выступил с антинацистской инициативой в образовании, предусматривающей сделать так, чтобы каждый ученик НАЧАЛЬНОЙ школы мог рассказать историю жизни и смерти еврейского ребенка, выданного французами нацистам в сороковые годы. Для маленьких детей учить историю жуткой трагедии в которой, возможно, повинны их прадеды — огромная психологическая нагрузка. Но Президент Саркози считает критически важным с самого детства дать молодежи антинацистскую прививку, надеясь на пожизненный иммунитет.

Книга ужасов Стивена Кинга, у которой я позаимствовала название для статьи, рассказывает о том, как банда убийц возвращается из преисподни и превращает в ад жизнь провинциального городка. Она заканчивается словами: «Что, если этот кошмар повторится?»


Александра Малашонок — председатель правления Ассоциации русской культуры, образования и науки "АРКОНА".
Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!