Игры коалиции

Г-н Лембергс, год назад в разговоре с нами вы сравнили правительство Андриса Берзиньша со столом на двух ножках. Тогда вы предположили, что премьер сможет продержаться достаточно долго, если дистанцируется от своих личных экономических интересов. Год прошел — правительство на месте. Берзиньшу удалось соблюсти баланс интересов или ваш прогноз был неверным?

Он сохранил баланс интересов в том смысле, что играл определенную игру. Его главная задача — служить Народной партии, ее экономическим интересам, поскольку, если Народная партия выходит из правительства, оно автоматически рухнет. И еще он должен представлять интересы большой группы людей из Латвияс цельш, которые дали ему власть. Вот эти интересы Берзиньш сумел объединить, и правительство на двух ногах устояло.

Есть, правда, и третий фактор — ТБ/ДННЛ ни разу не рискнула идти на обострение отношений ради государственных интересов. Потому это правительство существует и, я думаю, будет существовать до выборов.

Это хорошо или плохо, что они не рискуют?

На мой взгляд, плохо. Все равно внутренняя борьба в коалиции идет. С одной стороны, Латвияс цельш и Народная партия все время стараются как-то вместе заработать денег, последний яркий пример — сделка с танкерами. А ТБ/ДННЛ — их притормозить, но это плохо получается… То есть одни все силы тратят на то, чтобы создавать "мульки", а другие — чтоб их разрушать. И заниматься государственными делами толком не остается времени.

Время менять лошадей

В отличие от ряда латвийских политиков вы позитивно отнеслись к появлению партии Репше и даже поддержали ее материально. По вашим прогнозам, она может получить на выборах до 25% голосов. Из чего вы исходили?

В начале этого года в интервью Neatkariga Rita Avize я сказал, что на политической арене Латвии должен появиться новый политический лидер, новый игрок. Вопрос был только в том, появится он сейчас или на следующих выборах. Он решил сейчас. Я думаю, правильно сделал.

Новая партия — требование жизни, потому что латвийские избиратели разочарованы. Латвияс цельш — яблоко, красивое снаружи, но порченое внутри. И это заметно по рейтингу. Народную партию я всегда активно критиковал за мотивацию. Зачем человек приходит в политику, зачем создает партию, зачем ему нужна власть? Оказалось, чтобы заработать и разделаться с экономическими конкурентами. Получилась не партия, а бизнес-проект.

ТБ/ДННЛ своими маневрами между служением креслу и идее тоже многих разочаровала. Плюс социал-демократы не очень уверенно себя показали… Появляется много недовольных теми, у кого сегодня политическая власть. Я, как и большинство избирателей, считаю, что нужна новая сила.

Кто, по-вашему, может занять кресло главы Банка Латвии после ухода Репше?

Это не имеет большого значения. Сейчас пост главы госбанка — просто хорошо оплачиваемая должность. Теплое место, второго такого в Латвии не найти. Всегда можно, как китайскому наблюдателю, покритиковать правительство, бюджет, высказать мнение. Ведь Банк Латвии юридически не отве- чает за банковскую систему как таковую. Хотя столько было банковских банкротств…

Сейчас политические противники Репше вполне могут предъявить ему этот счет…

Да, такое, наверное, будет. Но я думаю, что он человек волевой, целеустремленный. Мне кажется, он достаточно идейный, может быть, в какой-то мере и наивный. Что, между прочим, и хорошо. У меня такое ощущение, что он будет отличаться от нынешних политиков и интересы государства для него будут выше личной выгоды.

А вы сами собираетесь участвовать в грядущих парламентских выборах?

Нет, конечно.

За критику — по голове

На прошлогоднем саммите ЕББР в Риге вы сделали скандальное заявление, назвав Латвийское государство "непредсказуемым и ненадежным партнером". Вы не изменили свою точку зрения?

Я тогда перечислил факты, которые негативно влияют на приток иностранных инвестиций в Латвию, специально произнеся речь в аудитории, которая должна была обратить на это внимание. Реакция была интересной. Вместо того, чтобы проанализировать недостатки, критики обрушились на того, кто факты обнародовал. Прямо как при Сталине.

Судя по тому, что вы тут сидите, времена поменялись…

Да, меня не расстреляли и даже не выслали, но я получил изрядную долю упреков от политической элиты. Прошедший с тех пор год преподнес нам новые примеры настоящего государственного рэкета, когда рычаги власти используются для расправы с конкурентами. Яркий пример — Kalija parks. Служба госдоходов необоснованно накладывает на компанию 1,5 миллиона латов штрафа и требует, чтобы деньги были уплачены сразу. Дескать, судиться можете потом. Представляете, из компании сразу взять и изъять полтора миллиона латов? Таким образом, Министерство финансов использует свои возможности, чтобы уничтожить компании, которые отказываются финансировать, например, Народную партию.

Пакта со Шкеле не было

Складывается впечатление, что минувшим летом между вами и Шкеле был подписан "пакт о ненападении". Вы на своих пресс-конференциях перестали посылать стрелы в адрес Шкеле, самому же Шкеле приписывают примирительную фразу: когда по рельсам идет поезд, луч- ше отойти в сторону. Однако последние события показывают, что противостояние продолжается…

А как иначе, если сегодня министр финансов Гундар Берзиньш занимается государственным рэкетом в отношении частного бизнеса и выполняет роль дубинки в избиении экономических конкурентов Народной партии…

И все-таки встреча между вами и Шкеле была летом?

Да не летом. Это было раньше. И я думаю, раздуто это было, чтобы попугать Латвияс цельш. Они и испугались, судя по передаче LNT Nedela.

Так вот, было несколько предложений от представителей Шкеле, чтобы встретиться. Ну, в конце концов, мы живем в одной стране, заинтересованы, чтобы она все-таки процветала. И если есть какие-то общие вопросы, например, в законодательстве, которые могут мешать этому, то почему бы их не обсудить. Посмотрите, сегодня Россия и США объединяются против терроризма. Хотя в их исторической конфронтации больше инерции мышления, чем реальных противоречий.

Вы хотите сказать, что у вас со Шкеле расхождения глубже?

Наши противоречия сохраняются в полной мере, пока сохраняется бизнеспроект Народной партии во главе со Шкеле.

Например, сейчас государство продает пароходство. Скажите, зачем в последний момент надо было брать кредит и покупать три новых танкера? Ведь были уже покупатели, а тут им нагрузку дают… Да еще, судя по всему, комиссионные взяли приличные. Это тоже покупатель должен оплатить.

То есть государство в лице Министерства экономики и Агентства приватизации делает все, чтобы снизить стоимость пароходства. Спросите у бабушки на базаре, которая продает яйца или клубнику: она стремится продать дешевле или дороже? А у государства по- чему-то другой подход… Так что мое выступление на собрании ЕБРР и сегодня актуально.

Диета для премьера

Сегодня министры рисуют радужные графики темпов роста нашего благосостояния. Вы, похоже, настроены более пессимистично?

Я бы так не сказал. Все-таки Латвия вступит в Евросоюз, что я считаю для нас выгодным делом. И мы как страна ЕС, находящаяся на стыке с другой большой страной, у которой нет пока прямой связи с ЕС, имеем все возможности для развития и транзита, и промышленности. Нам только надо умело разыгрывать нашу карту…

А что касается темпов развития, то с низкого старта всегда легче показывать динамику. Когда Латвия, как сейчас, доведена до ручки, то добиться динами чного развития легко. Если у вас зарплата 50 латов, и вам добавили 10%, то это 5 латов. Если же у вас зарплата 500 латов, то 50 латов добавки — это в 10 раз больше. Премьер Берзиньш говорит о темпах последнего полугода, а я говорю о том, что средняя пенсия — 60 латов, платежи за однокомнатную квартиру примерно 35 латов. Пусть премьер проживет хотя бы год на 80 сантимов в день и потом говорит о достижениях и динамике.

Желанные партнеры

Г-н Лембергс, скажите, приватизационные процессы, которые все еще буксуют, преподнесут нам много сюрпризов? Та же Ventspils nafta, у которой в следующем году госдоля будет приватизирована?

Там не так просто преподнести сюрпризы, потому что есть акционерный договор и оговорены условия приватизации. Правда, государство сейчас затормозило процесс, уже три года ни- чего не происходит по понятным мне причинам: чтобы не купили те, у кого есть деньги. А продать тем, у кого денег нет, они тоже не могут. Вот и не находят выхода.

А не может пройти вариант, схожий с Mazeikiu nafta, когда решено было продать акции российской компании ЮКОС, чтобы обеcпечить поступления нефти?

Россияне к этому никогда не стремились.

А ЛУКойл разве не заявлял о желании приватизировать часть Ventspils nafta еще несколько лет назад?

Нет, это было желание Саймниекса стать посредниками в этой возможной сделке. А ни ЛУКойл, ни другие российские нефтяные компании особого интереса к Ventspils nafta не проявляют. Наоборот, мы их приглашаем, но они молчат… Вообще для нас привлекательнее финансовый компаньон из России, который захотел бы вкладывать деньги, чтобы зарабатывать. Это было бы целесообразно с точки зрения интересов и России, и Европейского союза, и Вентспилса тоже.

Путин транзиту не мешает

А непредсказуемость России вас не пугает?

Я вижу, что там происходят реформы. И в них ощущается рука Путина. Во-первых, с приходом Путина мы перестали чувствовать политическое давление на транзит. Во-вторых, поменялась политика Российского государства. Если при Ельцине считалось, что делать инвестиции за границу — это неправильно, то путинская политика, наоборот, экономическое присутствие одобряет.

Это обычно выгодно как той стране, которая делает инвестиции, так и той, в которую они идут. Правда, при одном условии: деньги не должны поступать из одной страны. У нас слишком большая экспансия шведов и в банковском бизнесе, и в лесном хозяйстве, и в масс-медиа. Но я думаю, что в ближайшие годы в Латвию активно пойдет Германия, будет, конечно, активизироваться Россия. Придет время и американцев. Со вступлением Латвии в Евросоюз эти процессы будут ускоряться.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !