Думский департамент благосостояния временно приостановил взимание платы за так называемые "необоснованные" вызовы "Скорой помощи". Произошло это после того, как дума в два раза подняла эту плату. Сейчас "скорая" на все вызовы выезжает совершенно бесплатно, а чиновники разделились на два лагеря.
Одни говорят, что права на бесплатную "неотложку" записаны в Конституции, вторые пытаются объяснить, что примарная неотложная помощь потому и называется СКОРОЙ, что не должна ездить мерить давление. Во всяком случае — бесплатно.

По мнению главного врача Рижской скорой помощи Семена Штриха, ажиотаж, который создали вокруг взимания платы, обусловлен прежде всего нечеткостью терминологии. В законе, на который ссылаются сторонники бесплатного обслуживания, сказано, что есть два вида неотложной помощи — примарная и секундарная. Примарная оказывается бесплатно, секундарная (неэкстренная) — за деньги. Только вот эту разницу не все понимают. Отсюда и паника: как это, за неотложную помощь — и берут деньги!?

– Я не хочу употреблять термин "необоснованный вызов", — говорит Семен Штрих. — Вызов обоснован всегда, если, разумеется, это не хулиганы балуются. Вопрос в том, для кого этот вызов обоснован: для "скорой" или для семейного врача. "Скорая помощь" была и остается бесплатной, но когда речь идет о секундарной помощи, думаю, что она должна быть платной.

Действительно, во временном запрете на взимание платы, который получила "скорая", нет логики. Если государство определило, что визит семейного врача (та же секундарная помощь) сопровождается платой со стороны пациента, почему бригада должна приезжать бесплатно? Причем. если у больного нет денег, семейный врач отказывается идти на визит, а "скорая" (бригада из трех человек, машина, оборудование) обязана приехать всегда.

– Вышестоящие органы должны этот вопрос решить в одну или в другую сторону: либо не взимать плату за вызов семейного врача, медсестры, которая приходит делать инъекцию, либо, если эта плата правомерна, брать ее с пациентов, которым понадобилась и секундарная помощь "неотложки".

Больше 26 процентов пациентов, к которым приезжают, нуждаются в секундарной помощи. Те деньги, которые они платят за вызов "скорой", разумеется, не покрывают всех расходов. Ведь выезд одной бригады стоит от 16 до 41 лата. Оплата выполняет, скорее, другую роль. Если человек будет знать, что ему придется заплатить за вызов, он подумает, так ли ему нужна именно "скорая помощь", насколько серьезно он болен и придется ему платить или нет.

– Когда диспетчер принимает вызов, он не может определить, болен человек или нет. По телефону сразу заявляют: "Больной без сознания" или "У больного судороги", — а когда бригада приезжает, оказывается, что кто-то не может заснуть или страдает хроническим заболеванием, но не купил лекарства. Что может сделать "скорая"? Отвезти в больницу, от чего человек, как правило, отказывается. Мы не выписываем рецепты, не делаем инъекции. И таких вызовов, где человеку совсем не нужна помощь "скорой", — каждый четвертый.

Сейчас речь идет об улучшении в столице службы дежурных врачей, и, по мнению С. Штриха, эта служба (при условии, что она действительно будет работать четко и слажено) обеспечит потребности больных и поможет "скорой" заниматься своими прямыми обязанностями — оказывать примарную неотложную помощь и отвозить тех, кому это нужно, в больницы.

– Так как ранее с появлением семейных врачей из поля зрения выпала роль дежурных врачей. Поэтому служба, которая бы "компенсировала" семейного врача нужна, и она должна работать круглосуточно, — сказал Семен Штрих. За те пару дней, что "скорая" ездит бесплатно на все без исключения вызовы, секундарных было уже больше 300.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !