На рыбоконсервном предприятии Kaija предреволюционная ситуация: три месяца рабочим не выплачивают зарплату. В конце недели возмущенные люди оставили цеха и отправились разбираться с начальством. К народу вышел коммерческий директор Андрис Бите.
"ВР" — единственная газета, которая была в эпицентре событий. Уставшие от тяжелой работы, а больше от недоедания люди сыпали начальству что наболело: "Сами бы посидели на хлебе и картошке", "Куда идет прибыль, которая из месяца в месяц растет", "Почему три месяца отказывались встречаться с народом?" На Kajiа — около 700 рабочих. И пашут они действительно по-черному, в три смены. Когда поступает рыба, неделями работают в ночную. И за этот каторжный труд полагается всего-то 70 латов. А мы стремимся в Европу. Какая Европа! В Эфиопию или Сомали с такими зарплатами. Но и эти деньги, уж куда как честно отработанные, выдают "по чайной ложке". Недавно "погасили" половину августа. По 35 латов выдали.

Коммерческий директор успокаивал народ и с наглостью доказывал, что о нем здесь постоянно думают. Вот ведь и социальные налоги аккуратно перечисляют. Не то, что некоторые. Смогли бы эти благодетели сами прожить на 35 латов в месяц, да еще с семьей? И при этом вкалывать по ночам?! Бросилась в глаза такая деталь: Андрис Бите разговаривал с рабочими на русском. 90 процентов тех, кто создает прибавочную стоимость предприятия, русские. Лишнее подтверждение тому, кто в нашей стране на каких ступеньках общества.

После разговора с народом "ВР" персонально решила выяснить у начальства: когда людям вернут заработанное.

Андрис Бите начал говорить об "объективных обстоятельствах". Раньше, видите ли, продукцию получали из Атлантики, теперь — из далеких краев, например, Мавритании. Изменились условия расчета: раньше с поставщиками рассчитывались в течение двух месяцев, теперь они требуют предоплату. Изменился и рынок сбыта: лишь 15 процентов идет в Россию, остальное — в Европу, Америку. Но на смену старым проблемам пришли новые. Западные супермаркеты рассчитываются лишь через 60 дней после получения продукции. "Мы уже в ближайшие дни начнем погашать сентябрь. А в течение января закроем все долги по зарплате", — уверял Бите.

Но верилось с трудом. "Боимся, что предприятие окажется банкротом, и мы не получим ни шиша", — говорила мне землячка из Вецмилгрависа. Но и увольняться люди не решаются. В Саркандаугаве, Вецмилгрависе, на Мангальсале, откуда приезжает большая часть рыбообработчиц, русским женщинам, если им, конечно, не двадцать, если у них не длинные ноги, если они в совершенстве не владеют английским и латышским, работу не найти.

А наши чиновники продолжают клепать отчеты, что по экономическим показателям Латвия поднимается все выше и выше. Действительно, дальше некуда. На Kaija бы этих мышей! Руководство Kaija теперь вправе рассчитывать на орден Трех Звезд. Ведь получил же 18 ноября высшую награду государства крупный промышленник Василий Мельник. Это о его предприятии — Огрской трикотажной фабрике — английский журналист писал, что люди там падают от голода прямо на работе — такие зарплаты. Так что Kaija есть на кого равняться.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!