Можете ли вы представить реакцию болельщиков футбольного клуба ЦСКА, прими его руководство решение переодеть игроков в форму голубого цвета? Вряд ли был бы в мире мат громче. Ведь успех брендов напрямую связан с их визуальным образом. Это наглядно доказали и выборы в IX сейм Латвии.
Цвет крови и победы

Все, наверное, обратили внимание на цветовую гамму, под которой играл, но угадал мало букв 5–й список. Синий и зеленый цвета на белом фоне — удручающая скука, скажу я вам. Среди мировых держав подобный колер имеет разве что флаг несчастной африканской страны Сьерра–Леоне, десятилетия раздираемой политическим каннибализмом.

А фантастическая синяя пчела? Вы видели когда–нибудь в природе синих пчел? "Красных пчел тоже не бывает!" — резонно ответствуют мне энтомологи. Но в данный момент надо говорить об успешности "торговой марки". Под красным цветом она была объективно сильнее!

Красный цвет — это прежде всего Русский цвет. Активным нелюбителям социализма — а есть в числе политиков ЗаПЧЕЛ и такие — замечу, что Красная площадь была таковой за столетия до большевиков. "Реют стяги красные над Путивлем" — написано в "Слове о полку Игореве". Этот цвет "национализировали" революционеры без национальности. Но после того, как красное знамя взвилось над Рейхстагом и попало на Луну, флаг СССР окончательно перестал принадлежать Ленину и Троцкому, а перешел в руки Жукова и Гагарина.

Ключом к успеху "Центра согласия" как раз и стало творческое применение СОВЕТСКОГО родового начала. Помнится, в самом начале своей политической карьеры Нил Ушаков говорил о необходимости осуждения "коммунистической оккупации" Латвии, а также демонстрировал в журнале легкого поведения ковбойскую шляпу, привезенную им с американской военной базы в Афганистане. Старшие товарищи его деликатно поправили, и вот уже Нил фотографируется на фоне ордена Победы. Товарищ Сталин им, вообще–то, награждал своих боевых маршалов, а не журналистов Первого Балтийского канала — но ведь Нил тоже его не на грудь надел, как один деятель напялил на себя генеральский мундир с двумя Золотыми Звездами.

Вообще "ЦС" весьма ловко по ходу перестраивался. Скажем, если за пару месяцев мосты украсили "кандидаты" Альберт Эйнштейн и Кришьянис Баронс (alter ego Бориса Цилевича и Яниса Урбановича?) и расплывчатое "Мы за всех", то непосредственно перед голосованием пошло ковровое бомбометание: "Мы за русский язык!" То–то, поточнее надо, коллеги.

Испугавшись своего отражения

А что же ЗаПЧЕЛ? В это время постоянно слышал от наших политтехнологических гуру: "У нас все отлично, у нас высокий рейтинг, мы пройдем большой фракцией, только не надо дразнить латышей, иначе мы не попадем в правительство". Красный цвет отовсюду — долой! Ветеран в военной форме на плакате, поздравляющем с 9 Мая? Да как можно, его же латыши увидят и подумают: "оккупант". Пусть в штатском походит, чтобы угодить латышскому (мифическому!) электорату ЗаПЧЕЛ. Да, ребята, если даже за нас латыши и голосуют, то они наверняка раньше были чекистами, или милиционерами, или в истребительных батальонах "лесных братьев" гоняли. И советская форма у них никак отторжения не вызовет!

Признаться, в этих спорах, продолжавшихся почти два года, ваш автор почти в одиночку противостоял сплоченному отряду наших доморощенных гуру пиара и дизайна. Мне не удалось убедить партайгеноссе в том, что нельзя продвигать заведомо холодные, минусовые, нецепляющие цвета и лозунги типа "Левая альтернатива", "Один закон, одна справедливость для всех". Мало кто знает, что последняя фраза украшает вестибюль построенного в 1937 году ульманисовского Дворца правосудия, ныне Кабинета министров ЛР — ну о–очень справедливого учреждения. Мы совершенно добровольно отдавали нашу годами удобренную русскую поляну "Центру согласия"! В итоге за "центристов" люди голосовали именно потому, что они предложили наши проверенные идеи — в яркой, броской телевизионной упаковке. И — выиграли. А про нас в предвыборном номере журнала Nedēļa так и написали: "Скучные пчелы".

Ведь взять ульманисовский лозунг, совершенно чуждый русскому человеку, в качестве сквозного клича кампании — это своего рода шедевр с отрицательным знаком. Даже покруче будет, чем плаксивить в микрофон у памятника Освободителям: "Европа! Европа!" Типа, услышь нас, немытых, цивилизованный мир. Ага, щас, снизойдет. 60 лет назад на том самом месте вздернули на виселице с дюжину европейцев в погонах — из тех, благодаря которым народы СССР потеряли 27 миллионов убитыми. Вот он, европейский–то вектор отношения к славянам. Мы для них как были низшей расой, так и останемся — НИКОГДА не признает Запад русских в Латвии равными себе. Так что вместо пафосных англоязычных буклетов на мелованной бумаге о негражданах нужно было бы выпустить сотню тысяч листовок и разбросать их по той же Латгалии, где ЗаПЧЕЛа перед выборами НЕ БЫЛО ВООБЩЕ.

От перемены мест слагаемых…

Поэтому я решительно не согласен с той точкой зрения, что "радикальный" ЗаПЧЕЛ уступил "умеренному" "Центру согласия". Содержание, может быть, такое и есть — но по форме получилось так, что накануне выборов именно "Центр согласия" выступал более агрессивно, всячески выделяя темы русского языка, гражданства и образования. Кому–то не нравились их компьютеризированные клипы, но могу сказать, что по сравнению с продукцией ПБК то, что показывало ЗаПЧЕЛ на ТВ–3, — позорная нищета. Слава богу, что канал не самый рейтинговый и мало кто это убожество видел.

Народ получил в итоге "мессидж" — "Центр согласия" это и есть… ЗаПЧЕЛ сегодня! Соответственно избиратели и проголосовали. Из 17 депутатов "Центра" прошло только трое латышей. Не уверен, как с госязыком у А. Рубикса–младшего, но точно знаю, что Я. Урбанович и Я. Тутин — стопроцентные билингвалы, а таких русские на подсознательном уровне принимают как своих. Увы, не прошли в сейм А. Бергерс (9–е место по Риге, 2–е по Курземе), Э. Косака (4–е по Курземе), А. Якобсоне (6–е место по Риге и 2–е по Земгале). Что ни говори, а "Центр согласия" остался партией русскоязычных, за которую проголосовали они же. Исключения лишь подтверждают правила, подобно попаданию в IX сейм А. Мацкевича от Первой партии и В. Щербатых от Союза "зеленых" и крестьян.

В политике иногда имеет смысл надувать щеки, блефовать. Но наихудшее, что можно сделать, — это притвориться "белыми и пушистыми", ненавидя в глубине души это государство. Потому как латышские национал–патриоты все равно раскусят вашу неискренность, а русские примут за неискренних слабаков. Ибо наши люди ценят — Волю и Правду.

Поздняк метаться, товарищи! Будем самими собой.

Николай КАБАНОВ, избранный депутатом IX сейма от ЗаПЧЕЛ.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!