На днях в Новгородскую область из подмосковной резиденции президента РФ Завидово доставили полсотни годовалых кабанов. "Местным свинкам, — поясняет начальник управления Владимир Лутовинов. — Нужна свежая кровь. И любой охотник через пару лет сможет похвастаться, что охотился на президентских кабанов".
Каждый экземпляр секача обошелся в 6 тысяч рублей, но в Новгородском управлении по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных, о затратах не жалеют. Благо, что управление совсем не бедствует. Михаил Прусак, сам заядлый стрелок, денег на "царскую охоту" не жалеет. Кстати, охота в здешних местах действительно царская.

В октябре прошлого года все охотхозяйства Новгородской области чуть ли не неделю работали в экстремальном режиме: ждали в гости на короля Марокко Мохаммеда VI, который пожелал завалить в местных лесах медведя. Его Величество, впрочем, не приехал (говорят, простудился в Москве), но и без него V.I.P.-персон, бродящих по Новгородчине с двухстволкой, хватает. В свое время Виктор Черномырдин ходил тут загоном на лося, Сергей Ястржембский завалил медведя, Никита Михалков и Сергей Степашин "отметились" дичью поменьше… На крупного зверя охотились Борис Ельцин и Владимир Путин. Оба, увы, неудачно, причем ВВП охоту испортили охранники, которые так натоптали вокруг предполагаемого лося, что зверь "ушел на дальний кордон", раньше чем президент вышел на охоту.

Не думаю, впрочем, что президент особо расстроился. К охоте он равнодушен. У него даже ружья нет, только табельный ПМ. Борису Николаевичу великолепных иностранных ружей надарили не меньше десятка, но и он в знатные охотники не вышел. Одна из охот в казахстанском урочище Боровое едва не стоил жизни егерю, а Нурсултану Назарбаеву — инфаркта.

На время реформ во власть пробились "завлабы", которые в руках не то что винчестера — финки не держали. Однажды Бориса Немцова привезли в Завидово и заставили стрельнуть по кабану. Немцов стрельнул и даже попал, но вместо восторга испытал тошноту и больше к оружию не прикасался. Зато Ястржембский — один из лучших в стране "африканцев", бравший и льва, и тигра, и носорога, и еще кое-чего по мелочи. Да и сам премьер Михаил Касьянов, говорят, стрелок от бога.

От политиков не отстают и бизнесмены. Среди заядлых охотников числятся глава Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин (по совместительству и руководитель Стрелкового собза России), лидеры "Альфа-группы" Петр Авен и Михаил Фридман, а Сергей Лисовский (помните коробку из-под ксерокса) даже выстроил в своей подмосковной усадьбе так называемый трофейный домик — спецхранилище для охотничьих трофеев.

На Западе политическому деятелю легче сознаться в "голубизне", чем в склонности к убийству безоружных животных. Тамошний электорат мыслит прямо по Вознесенскому: кому, мол, нынче хочется зайчатины, того завтра потянет на человечину. Охота, пишут там в газетах, — это "развлечение для садистов". В России с этим проще, но афишировать свою страсть к стрельбе по живым мишеням российский истеблишмент не любит. Хотя стреляет. И делает все, чтобы стрельба эта была эффективной.

Например, сельское хозяйство той же Новгородской области в прошлом году было профинансировано процентов на 70, не более, а вот Охотуправление получило из бюджета все до последней копеечки. Площадь "подкормочных" посевов Охотуправления достигла 1300 гектаров, что больше площадей собранных в области колосовых! Косолапый, он, как известно, овес любит, вот и расстарались егеря. Вообще, на Новгородчине охота — это наше все. Потому что губернатор Прусак из всех развлечений именно ее предпочитает. Ну и, соответственно, чиновники за "первым" тянутся. Летом прошлого года, правда, небольшой конфуз вышел. Спецназ, проводивший рейд по заказу природоохранной прокуратуры, "застукал" на территории заповедника группу московских банкиров. Те стреляли перелетных гусей. При москвичах были начальник Охотуправления Владимир Лутовинов и вице-губернатор Михаил Скибарь. В качестве улики на месте преступления проверяющие изъяли 8 убиенных гусиных тушек. С Михаила Денисовича, впрочем, взять было нечего: он находился в состоянии такого алкогольного токсикоза, что явно не мог не то что попасть в дичь, но и даже спустить курок своей шикарной двухстволки.

А вот против Лутовинова дело возбудили. Правда, уже через неделю в город прикатил (по личному поручению министра сельского хозяйства!) руководитель департамента по охране и развитию охотничьих ресурсов Минсельхоза РФ Алексей Саурин. И неожиданно выяснилось, что это было совсем не браконьерство в заказнике, а "заранее запланированный диагностический отстрел", дабы не допустить "гусиной инфекции". Кстати, чтобы "санитарно замочить" полдюжины гусей стрелки-ветеринары использовали полторы сотни патронов! Любопытно также, что когда в рамках уголовного дела стали делать обыск в кабинете г-на Лутовинова (а нашли у него даже незарегистрированный наган!), его прервал лично губернатор, выгнавший "следаков" из кабинета любимого подчиненного.

Дело замяли, несмотря на то, что его взяла под контроль Генеральная прокуратура. Кстати, сразу же после возбуждения уголовного дела, которое инициировала главный федеральный инспектор по области Любовь Андреева, в нее стреляли. Между прочим, из охотничьего ружья…

Любовь к охоте так захватила некоторых чиновников, что вскоре областная дума передала в аренду некоторым вновь созданным обществам с "очень ограниченной ответственностью" охотничьи угодья площадью несколько сотен тысяч гектаров. Боюсь, когда начнется купля-продажа земли, от Новгородской области останется гулькин, как говорится, нос. Между тем, именно в эти спешно раздаренные охотугодья вкладываются ныне бюджетные средства. Похоже, Новгородская область решила стать самой охотничьей областью на Северо-Западе. В Марево, к примеру, планируется построить комплекс дичеразведения, где будут выращивать и выпускать на волю серых куропаток и фазанов и организовывать охоту с легавыми и гончими.

Правда, есть у Новгородской области и конкуренты: Вологодчина, Карелия и Ленинградская область. Если верить прейскурантам некоторых фирм, охота на медведя в Новгородской области стоит $800, в Карелии — $1000, в Вологде — $1200. Сервис включает проживание (как правило, двухдневное) в охотничьих домиках или гостиницах, трехразовое питание, персонального егеря. Дополнительно можно заснять подвиг охотника на виде или фотопленку, взять в аренду снаряжение, заказать чучело, настенное панно или ковер из шкуры добытого зверя. Своеобразный вид спорта и отдыха, который по карману не каждому. Так что похвастаться "президентскими кабанами" доведется не каждому.

А похвастаться трофеями хочется. Осенью в Новгороде прошла выставка охотничьих трофеев. Губернатор Михаил Прусак выделил на ее проведение из резервного (!) фонда области 150 тысяч рублей, больше, чем получил за год на свои мероприятия областной комитет молодежи. Естественно, "клыки Прусака" и "рога Прусака" получили на выставке золотую и серебряную медаль соответственно.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!