Из трех начальников–женщин во всей криминальной полиции Латвии Эвита Спалвена — самая молодая. Ей 28 лет. Пост руководителя криминальной полиции Юрмалы она заняла совсем недавно — 1 октября этого года. За этот небольшой срок она уже успела доказать, что умеет не только организовать работу полиции курортного города, но и улучшить ее.
По словам Эвиты Спалвены, юристом она мечтала стать еще в детстве: "Как сформировалось это желание, мне сказать сложно. Мне всегда нравились фильмы про юристов, детективы всякие…" Поэтому после окончания школы у Эвиты никаких сомнений, куда идти учиться дальше, не было, и она поступила в Полицейскую академию, где ей, надо отметить, очень нравилось обучаться. Первым местом работы стала полиция Юрмалы. Тут Эвита Спалвена начинала с должности простого дознавателя, потом стала главным дознавателем, а через некоторое время заняла должность замначальника по дознанию. Потом был пост начальника дознания, после чего она стала руководить всей криминальной полицией Юрмалы.

Несмотря на свою более чем яркую внешность и обворожительную улыбку, звезд с неба Эвита Спалвена, судя по всему, не хватала — свой карьерный рост она видит в том, что работа ей просто всегда очень нравилась и любое дело она доводит до конца: "Главное — не поймать преступника, а доказать, что он виновен. Мне всегда нравился именно этот процесс — собирать доказательства и улики. В моей практике были случаи, когда абсолютно невиновный человек оговаривал себя. И работа полицейского заключается в том, чтобы по крупицам собрать доказательства, допросить свидетелей, назначить экспертизы и в конце концов найти виновного".

— А лично вам сейчас приходится выезжать на место происшествия?

— Разумеется. Я выезжаю на все убийства, даю указания. У нас сильно поменялся состав следователей… Многие уходят из полиции, получив образование. Ведь, как известно, в полиции мало платят. Надо быть настоящим фанатом или даже чокнутым, чтобы остаться тут работать. Многие девчонки жертвуют своим личным временем и работают даже ночью.

Вообще надо отметить, что, несмотря на некую застенчивость, г–жа Спалвена, когда разговор заходит о работе и профессионализме, говорит уверенно и с большим энтузиазмом. В то же время о личной жизни предпочитает особо не распространяться. Однако и тут она может похвастаться.

— Если есть интересное дело, мне тоже приходится жертвовать своим личным временем.

— Супруг понимает?

— Да. (Улыбается.) Он у меня тоже полицейский, в дорожной полиции Юрмалы работает. Вот (указывает рукой), прямо в соседнем здании и сидит. Дома от работы Эвита Спалвена пытается абстрагироваться — если есть время, ходит в тренажерный зал, читает книги, правда, предпочтение отдает не художественной, а юридической литературе. Еще она занимается воспитанием восьмилетней дочки, которая не сильно удивила родителей тем, что как–то твердо заявила, что хочет стать полицейским. К слову сказать, в семье у Эвиты Спалвены есть еще один полицейский — ее родная сестра. Правда, до капитана полиции дослужилась только Эвита — даже мужа переплюнула, поскольку он имеет звание старшего лейтенанта, что на одну ступень ниже. Конфликтов, по словам Спалвены, в семье на этой почве никогда не возникает. О работе они с мужем стараются не говорить.

Вообще как в семье, так и на работе Эвите Спалвене с модной нынче для обсуждения темой мужского шовинизма сталкиваться не приходилось.

— В подчинении у меня находится около 40 человек, большая часть, понятое дело, мужчины. Коллектив для меня не новый, видимо, поэтому отношения складывались всегда хорошо. Коллеги никогда не делали скидок на то, что я женщина, и не припомню даже обидных шуток в мой адрес на этот счет. Бывает, я сама с лукавством замечаю: мол, ну что же вы хотите — я всего лишь женщина. Под руководством Эвиты Спалвены криминальной полиции Юрмалы удалось успешно за достаточно короткий период раскрыть уже несколько громких преступлений. Так, в ноябре в Асари случилось двойное убийство: во время распития алкогольных напитков в своем доме были убиты 48–летняя Фатима и 55–летний Николай. Женщину убили одним выстрелом в грудь, а мужчину — четырьмя выстрелами в область груди и руки. По подозрению в совершении этого преступления был задержан хозяин дома — 52–летний Виталий, бывший начальник Олайнской тюрьмы открытого типа. До этого было раскрыто еще одно громкое убийство в Вайвари, где застрелили предпринимателя — торговца кормом для скота. Дело касалось заказного убийства, а это, как известно, категория весьма сложных преступлений. Тем не менее полиция вышла на след и задержала трех исполнителей убийства, а также имеются все основания говорить о том, что в скором времени удастся привлечь к ответственности и заказчика этого преступления.

Юрмала — курортный город, и специфика у преступлений тут своя. Эвита Спалвена об этом знает не понаслышке.

— Самым сложным для Юрмалы является летний период, когда начинается сезон пляжных краж. Люди идут купаться и оставляют вещи на песке, которые потом похищают воры. Как правило, такими кражами промышляют приезжие. Особая головная боль полиции летом — пьяные отдыхающие, вытекающие отсюда драки и хулиганства. Зимой для Юрмалы более характерны разбои, а весной и осенью — кражи из дач.

— Какие у вас дальнейшие планы на новом посту, может быть, что–то хотите еще улучшить, кроме показателей раскрываемости преступлений?

— Должна отметить, что в последнее время нам удалось значительно улучшить сотрудничество между структурами полиции. Раньше такого не было. Были какие–то соревнования и конкуренция отделов и служб. Теперь же благодаря хорошему сотрудничеству удалось многого добиться. Ведь преступление раскрывает не только криминальная полиция, но и полиция порядка, а порой требуется помощь и других служб. Теперь мы работаем дружно, все пытаются друг другу помочь. Налажена хорошая связь с полицией Риги. К примеру, заказное убийство в Вайвари мы раскрыли при помощи Управления по борьбе с оргпреступностью. Они нам очень помогли.

Не могли мы с Эвитой Спалвеной не поговорить и о такой проблеме, как пляжные эксгибиционисты. С последними лично мне, к счастью, сталкиваться не приходилось, но этим летом они особенно разбушевались, о чем не раз приходилось писать "Вести Сегодня".

— Этим летом в Юрмале, кажется, как–то особенно много наблюдалось озабоченных мужчин, пристающих к женщинам…

— (Смеясь.) Ну, эта проблема была немного раздута, в том числе и самими журналистами. Мне даже один алкоголик пожаловался. Говорит, как–то пошел на пляж выпить. А потом ему в туалет захотелось. Только он пристроился, как в соседних кустах отдыхающие дамы сразу кричать стали и полицию вызывать. Сильно он потом возмущался, что в туалет нельзя нормально теперь сходить из–за этих эксгибиционистов.

— Какое из дел, которое вам приходилось расследовать, запомнилось больше всего?

— Поскольку я специализировалась на экономических преступлениях, наиболее интересным мне показалось дело яхт–клуба "Викинг". Дело о мошенничестве, когда бизнесмен Коблинец обманул соучредителей этой спортивной организации. Очень интересное дело, по которому очень трудно было собрать доказательную базу.

А как с амбициями у молодой и красивой Эвиты Спалвены? Оказалось, что на достигнутом она останавливаться не собирается. И хоть работу свою считает сложной, она ей нравится окончательно и бесповоротно. Еще Эвита хочет защитить докторскую диссертацию, и, кто знает, на каком посту она в будущем еще сможет оказаться.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!