Весна — время пробуждения клеща. Зарегистрированы ли уже первые случаи укусов? Чем объяснить рост динамики количества заболевших в последние годы? Можно ли уничтожить источник заболевания — инфицированного клеща? "Вести Сегодня" обратилась к директору Латвийского центра инфектологии Байбе Розентале.
По ее словам, активность клеща обычно начинается позже — при среднесуточной температуре плюс шесть — восемь градусов, а сейчас по ночам еще минус. Поэтому пока сведений о первых укусах нет. Причина в том, что растет количество людей, заболевших от укуса клещевого энцефалита, одна — очень мало тех, кто прошел вакцинацию — только 10 процентов. В Швеции, где зараженных клещей значительно меньше, привито 90 процентов.

А как с возможностью уничтожить сам источник — вирусных клещей? Это, по словам директора центра, невозможно. Наоборот, их количество все время растет. Клещи переносятся с перелетными птицами, с дикими животными. Зараженные самки клещей рождают уже инфицированное потомство. Г–жа Розентале уверяет, что клещ — не только латвийская проблема. Много инфицированного клеща и в других европейских странах — Швейцарии, Чехии, Словакии, Южной Германии, Венгрии, Финляндии, Австрии. Кстати, в Австрии первыми изобрели вакцину от клещевого энцефалита, которой пользуются и в Латвии.

И все же, чем объяснить, что в советское время инфицированного клеща было меньше? Не тем ли, что на селе были ухоженные поля, а сейчас сплошь бурьян? "Тогда можно было использовать различные химикаты, которыми опыляли с аэропланов сельскохозяйственные посевы, — говорит Розентале. — Ветром их относило и в леса. А сейчас во всей Европе запрещено использовать химикаты, распыляемые по воздуху".

Учет заболеваний клещевым энцефалитом ведется в Латвии с 1954 года. За это время от укусов умерло свыше 50 человек. Директор центра призывает людей вакцинироваться, потому что клещ может присосаться и в столичном парке, и на газоне. "Конечно, если что случится, в течение трех суток можно сделать инъекцию иммуноглобулина, антитела которого нейтрализуют вирус, — продолжает Розентале. — Детям до 18 лет вакцину ставят бесплатно. Но все же лучше прийти на прививку — это гарантия полной безопасности".

Разговоры о том, что вакцинация может дать побочный эффект, врач считает несостоятельными. По ее словам, в медицине все опирается на доказательства, поэтому нет никакой взаимосвязи между остановками в развитии ребенка в США и вакцинацией. Так же, как и не доказано, что два смертельных случая в Израиле связаны именно с вакцинацией. "Это просто совпадение".

Клещевой энцефалит уже никого не удивляет в нашей стране. А какова вероятность того, что из–за потепления климата к нам придут тропические болезни? В Италии уже отмечены случаи тропической малярии.

По словам Розентале, малярия не исключена и в Латвии. Болезнь развивается при среднесуточной температуре плюс 25 градусов. Причем столь высокая температура должна держаться месяц. "Тогда в комарах может развиться форма полового размножения. А комары, способные переносить инфекцию в Латвию, есть, — говорит врач. — Конечно, должен быть и источник заражения — человек. Но их у нас и сейчас хватает. В прошлом году семь латвийцев, отдыхавших за границей, подхватили тропическую малярию. Одного из них, вернувшегося из Кении, спасти не удалось. Так что перед поездками в экзотические страны стоит проконсультироваться у инфектологов. К примеру, в некоторые страны без прививок от желтой лихорадки вообще не впускают".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!