Вчера в парламентской комиссии по иностранным делам наблюдался аншлаг: на 2–е, заключительное чтение закона о ратификации латвийско–российского договора пришли и министр Артис Пабрикс, и радикал Айварс Гарда. Но все получилось чинно — ни одна из провокационных поправок Jaunais laiks и TB/LNNK в окончательный текст не вошла.
— Нам нужна сильная граница, чтобы ни один национал–большевик не мог сказать, что он заблудился в трех соснах. Сегодня же ее обозначают желтые ленточки на деревьях.
Глава комиссии по иностранным делам Андрис Берзиньш также высказался в том смысле, что Латвия "пошлет неверный сигнал", если станет переформулировать закон о договоре. Однако депутат от Latvijas сeļš/Первой партии сказал, что Латвия не участвовала в Ялтинском и Потсдамском договорах, определивших границы послевоенной Европы, а также в Хельсинкском совещании, их закрепившем. А еще Россия не выполнила 70–80% обязательств по мирному договору 1920 года, касавшихся передачи ЛР разных материальных ценностей. Эти слова стали бальзамом на душу оппозиции — Сандра Калниете (Jaunais laiks) поспешила заметить, что формулировки Хельсинки–75 на Латвию никаких обязательств не накладывают. А Леополдс Озолиньш (Союз "зеленых" и крестьян) заявил, что министр Пабрикс и экс–премьер Берзиньш не выполняют декларацию сейма от 1995 года, которая предписывает обратиться к "виновным государствам" за извинениями и компенсацией.
— Результат такой, что мы у разбитого корыта. Уши мертвого осла, надеюсь, привезут после ратификации, — образно высказался Л. Озолиньш. Министр Пабрикс, в свою очередь, предложил ему взяться за организацию международной конференции по теме оккупации Латвии — "МИД вам поможет". В "сухом остатке" голосования только Л. Озолиньш и С. Калниете голосовали против окончательного чтения закона о договоре. В будущий четверг ему предстоит окончательная ратификация.