В декабре ушедшего года в Чиекуркалнсе, на втором этаже дома № 43 на 2–й Длинной линии, случился пожар. По чьей вине? Разбирается полиция. Но уже точно ясно, что не из–за бедных семей, которые живут на первом этаже развалюхи. Хотя "живут" — не совсем подходящее слово. В трущобе без электричества и отопления зимой жить невозможно.
О чиекуркалнских бедолагах из дома № 43 несколько лет назад мы уже рассказывали в "Вести Сегодня". Тогда, как и в этот раз, к нам обратились жильцы Вера и Наталья. В прошлом их давил счетами за свет, холодную воду и чистку сухого туалета хозяин дома Мартиньш Цимерманис. После Атмоды ему досталось здание уже в состоянии "под снос", а сделать из него конфетку карман не позволял. В конце концов г–н Цимерманис избавился от дома (чему, видимо, был несказанно рад), и новым хозяином стал Андрей Звайгзне…

Пожары в Чиекуркалнсе — обычное явление. Поскольку дома в районе деревянные и ветхие, с печным отоплением, а подчас поврежденной электропроводкой, то горят они частенько. Домовладельцам до развалюх, которые еще в советские годы планировалось снести, дела нет. Покосившиеся двухэтажки легче спалить, чем восстановить. Тем не менее бедняки живут в развалюхах, нередко без света и воды (даже холодной, ведь трубы в районе тоже отвратительно ремонтируют!). А если печки рушатся, то люди замерзают. Нередко зимой "скорые" увозят из чиекуркалнских "комфортабельных" квартир посиневшие трупы.

Бывало, владельцы старых домов сами устраивали пожары, чтобы избавиться от ненужной собственности. А потом на своей земле частники уже строили новые дома, точнее — небольшие усадьбы. Их в Чекуре в последнее время выросло немало… Исходя из того, что Чиекуркалнс постепенно превращается во "второй Межапарк" — весьма престижный и дорогой район, подобные преступления в нем совершались неоднократно, только вот полиция НИ РАЗУ не находила виновных. Но вернемся к дому на 2–й Длинной линии. Несколько лет назад возле него кто–то спалил сараи. Полиция, понятно, не смогла найти поджигателей, хотя версию и нарисовала: сараи сожгли, чтобы выжить людей из дома. А потом уже и в самом доме случился пожар. Нормальные жильцы после этого сделали ремонт за свой счет, но местные алкаши быстренько все испортили. Вскоре какие–то уроды украли со второго этажа все оконные рамы и двери. Словом, в доме постоянно случались несчастья.

Бывший хозяин Мартиньш Цимерманис неоднократно обращался в Рижскую думу с просьбой расселить горе–жильцов из злополучного дома, но получал лишь отказы: мол, всех расселили бы, правда, лишь в том случае, если бы дом сгорел полностью или хотя бы у него снесло крышу. Понятно, ни о каком капитальном ремонте домовладелец и не помышлял, поскольку у самого были финансовые проблемы.

Но теперь хозяин уже другой. Сперва жильцы дома обрадовались: может, хоть этот что–то сделает для их блага. Однако проблем стало еще больше. Особенно в декабре минувшего года. 14–го числа вечером кто–то поджег второй этаж. Благо люди успели спастись. Хотя один человек, который лежал на втором этаже после операции на позвоночнике, если бы не сосед, наверняка погиб бы, а так лишь отделался переломом ноги: беднягу спускали на простыне, но она порвалась — и несчастный упал с высоты.

Потом пожарные констатировали: возможно, причина возгорания — старая проводка в трухлявом доме, или целенаправленное вредительство. Эксперты, обследовавшие дом, сказали жильцам, что теперь проводку уже восстановить нельзя, топить печи тоже категорически запрещается. Один пожарный, осмотрев все уцелевшие от огня, но залитые пеной и провонявшие гарью квартиры на первом этаже, вздохнув, сказал: "Да–а–а, тем, кто здесь будет жить, теперь не позавидуешь. Такие дома однозначно подлежат сносу, и куда только Рижская дума смотрит…"

Куда она смотрит — стало ясно 16–го числа, когда прибыла спецкомиссия муниципалитета. "Почетные гости" (так их называли жильцы), прогулявшись по всем помещениям, уверенно заявили: "Здесь жить можно, бывает ведь и хуже!" Зашла речь и о предоставлении бедолагом квартир "под съем", но лишь на время, а потом, когда потеплеет, придется вселяться обратно. О том, чтобы дать погорельцам квартиры, чиновники даже не заикнулись: у нас, мол, и без вас проблем навалом!

Домовладелец Андрей Звайгзне приехал лишь на четвертый день после пожара, заколотил какие–то двери и окна, с жильцами особенно разговаривать не стал и удалился, бросив: "Я ничего поделать не могу, дом не застрахован, расселять я вас не стану. Сами разбирайтесь как хотите…"

Полиция теперь занимается этим делом "о поджоге", но, насколько известно корреспондентам "Вести Сегодня", так до сих пор ничего не выяснила. И не выяснит, видимо, еще о–очень долго.

Жительница дома Наталья рассказала корреспондентам "Вести Сегодня": — Если прошлый хозяин дома, хоть ничего для нас и не делал, по крайней мере был безобидным, то этот Звайгзне… Он буквально выгнал некоторых жильцов. Одним дал по 100 латов и сказал, чтобы они убирались из дома, других просто так выгнал. К нам периодически приходит управляющая домом Ирена Бруклене, но она только и делает, что угрожает, хамит и ругается.

Бедняга–квартирантка Вера пожаловалась, что Андрей Звайгзне ее всеми силами старается выселить, а все из–за излишней активности женщины:

— Звайгзне подал на меня в суд фактически после того, как я стала требовать у него доступа к счетчикам. Мы ведь до сих пор не знаем, сколько расходуем холодной воды. Оказалось, в "Ригас уденс" домовладелец платил одну сумму — копейки, а с нас брал намного больше. В общем, районный суд меня выселил, но я подала апелляцию в Окружной суд. Мое дело будут рассматривать лишь в апреле… Так и живу теперь, будто на пороховой бочке!

Новый год жители дома № 43 встречали (закутавшись во все теплые вещи) при свечах, только не ради романтики, а потому, что другого освещения в доме теперь уже быть не может. Сейчас, когда закончатся в школах каникулы, детям погорельцев придется учиться либо днем, либо со свечами возле книг.

Корреспонденты "Вести Сегодня" связались с домовладельцем Андреем Звайгзне, но тот заявил: "У меня серьезные финансовые проблемы, поэтому жильцами я заниматься не могу. И вообще, не хочу я общаться с журналистами, так и напишите, что отказываюсь давать комментарии". В свою очередь, управляющая домом Ирена Бруклене возмутилась: "Почему это жители дома к кому попало обращаются, в какую–то газету?! Я не могу вообще понять, чего жители дома от нас хотят. Разбирайтесь с ними сами".

Хотя если у г–на Звайгзне и г–жи Бруклене все же возникнет желание побеседовать с корреспондентом, мы всегда готовы с ними встретиться! Пускай расскажут о проблемах домовладельцев на примере развалюхи на 2–й Длинной линии, 43. Кстати, если уж хозяин "головешки" действительно не в состоянии что–то сделать, ему никто не помешает подарить дом Рижской думе. Тогда муниципалитет сам начнет разбираться с бедными семьями из Чиекуркалнса, как — вопрос другой, но это уже будет забота города. Кстати, от подарков (тем более с землей под домами) дума отказывается очень редко…

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !