Пример с норвежским гигантом Statoil доказывает, что не все то золото, что блестит.

"Вонючий выхлоп"

Качество бензина всегда было больным вопросом не только для латвийских автоводителей, но и для дилеров, представляющих известные автомобильные концерны. Дело дошло до того, что в прошлом году Ассоциация торговцев автомобилями заявила о возможном отказе в предоставлении гарантийного срока на новые автомашины. Причина — отвратительное качество бензина. Этим тут же поспешили воспользоваться представители зарубежных АЗС в Латвии, которые начали активную кампанию по введению европейских норм на горючее. Правда, громко рассуждая о чужих грехах, они отказывались замечать бревно в собственном глазу.

История, которая произошла с фирмой Arcis, к сожалению, не единичный случай, когда местный клиент вступил в конфликт с западной компанией. Однако эта фирма в отличие от других решила защищать свои права до конца. На протяжении примерно пяти лет Arcis был добросовестным клиентом Latvija Statoil и до последнего времени заправлял свои автомашины только на АЗС этой компании. Ну как же, "норвежцы" ведь! Цивилизация, сервис, качество.

Однако в 2001 году машины компании стал подводить самый распространенный бензин марки 95Е. Сначала сотрудники задавали вопросы друг другу: как твоя машина, не барахлит? Некоторые отвечали, что "как-то хуже тянет". Другие пожимали плечами и сетовали на "вонючий выхлоп".

Но терпению пришел конец, когда в начале лета этого года встал посреди дороги почти новый служебный автомобиль Renault Megane. 30 мая машина заправилась на АЗС Statoil (ул. Твайку, 2а). В бензобак было залито 47,65 л бензина марки A 95Е, как того и требовали правила эксплуатации машины. На следующий день машина перестала работать. В автосервисе поставили диагноз: "полетел" катализатор, причина — плохой бензин. Технический директор компании Euro-Auto — дилер в Латвии автомобилей марки Renault, подтвердил, что "смесь горючего горела некачественно".

Экспертиза установила…

В Arcis не поверили, решили заказать независимую экспертизу. Картина полученного анализа топлива поразила — Ассоциацией независимых экспертов Латвии было зафиксировано превышение по некоторым компонентным позициям (содержание бензола, серы и других опасных и экологически вредных веществ) европейского стандартного паспорта качества бензина EN-228. Не поверить этому было сложно.

Экспертизу проводили опытнейшие специалисты в биологической и химической отрасли, рабочий стаж главного эксперта превышал 19 лет. Исследование проходило при помощи хромотографического метода на специальном профессиональном оборудовании. Эксперты анализировали образец топлива более чем по 10 параметрам. В итоге специалисты ассоциации пришли к выводу: бензин, представленный на пробу, никак не A 95E, а A 92.

Результаты экспертизы бензина, заключение автосервиса с письмом-претензией направили исполнительному директору Latvija Statoil Байбе Рубесе (все документы в редакции имеются). В течение длительного времени сотрудники Arcis совершали неоднократные деловые визиты в Latvija Statoil, пытались объясниться, получить компенсацию за ремонт автомашины и все уладить миром. Однако каждый раз получали один и тот же ответ: "Мы ни в чем не виноваты".

По мнению главы отдела качества Latvija Statoil Эрика Улманиса, "метод проведения экспертизы дает возможность сравнить множество образцов горючего, но не дает возможность четко и безоговорочно узнать марку бензина".

После затянувшихся и безрезультатных переговоров руководство Arcis решило разорвать договорные отношения с Latvija Statoil, отказаться от дальнейшего клиентского обслуживания и перейти в другую компанию.

Смешивать, но не взбалтывать

Занимаясь собственной историей, Arcis успел познакомиться с такими же пострадавшими, как и он сам, — у фирмы есть их адреса. Все эти автоводители приходят к выводу, что Latvija Statoil — это всего лишь бренд западной компании, некий раскрученный символ, отлично разрекламированный, но, увы, недостижимо далекий от качества своих же нефтепродуктов. Как выяснилось, Latvija Statoil уже приходилось быть истцом либо ответчиком в дюжине различных судебных разбирательств. Нынешний год, видимо, тоже не станет исключением. По неофициальной информации, компании предстоит еще 5-6 судебных процессов.

В кругу лиц, имеющих отношение к рынку нефтепродуктов, поговаривают, что Latvija Statoil, мягко выражаясь, занимается "химией" с низкооктановыми бензинами из российской нефти, поставляемыми зачастую с Мажейкяйского НПЗ из Литвы или с перекупаемыми в Латвии партиями бензина из России. Используется при этом такой незамысловатый метод, как блэндинг в емкостях на терминале "норвежской" компании в Риге, что на ул. Лайвиниеку, 7. Как утверждают бывшие и нынешние специалисты Latvija Statoil, "процессом" с недавних пор управляет руководитель департамента поставок и качества Эрик Улманис. В ход, говорят, идут и такие не очень полезные для здоровья людей (да и для автомашин), но повышающие октановое число добавки, как МТВЕ или ADEBIS. По сведениям экспертов по нефтепродуктам, применяется также метод газирования бензина пропанбутановыми смесями, что тоже пусть временно, но повышает качество горючего. В результате люди вынуждены вдыхать отравленные выхлопные газы. Конечный продукт Latvija Statoil — бензин 95Е — при этом поддельным не назовешь. Но и "нормальным" такой бензин называть язык не поворачивается.

Страна бензоколонок

То, что Латвия постепенно превращается в страну сверкающих автозаправочных станций (АЗС) и по этому показателю на душу населения уже успела перегнать многие европейские страны, — неоспоримый факт. Львиная доля местного топливного рынка принадлежит таким всемирно известным компаниям, как Neste, Statoil, Shell и Lukoil. По данным Министерства сообщений Латвии, в 2001 году в стране было потреблено почти миллиард (!) литров горючего: около 569 млн. л бензина и примерно 416 млн. л дизельного топлива, а пробег всего автотранспорта, прошедшего техосмотр, составил в прошлом году 8,394 млрд. км. Об этом свидетельствуют обобщенные данные Дирекции безопасности дорожного движения (ДБДД).

Казалось бы, приход на местный рынок иностранных компаний должен был принести высокие стандарты западного качества бензина и дизельного топлива. А западный менеджмент должен был установить высокое качество обслуживания, первоклассный сервис для любого потребителя и потеснить местных "химиков", умудрявшихся торговать низкокачественным горючим на беду всем автовладельцам и транспорту в целом. Однако история со Statoil заставляет во всем этом усомниться.

Для продвинутых водителей

Если вспомнить недавнюю историю, то приход норвежского концерна Statoil в нашу страну в 1992 году отметился катастрофой перевернувшегося бензовоза и пожаром под мостом через Лиелупе в Юрмале. Ремонт тогда шел очень долго, а многочисленные водители долгие месяцы были вынуждены ездить объездным путем через Слоку, расходуя свои деньги на лишние десятки километров, эксплуатируя дольше обычного автомашины и тратя впустую ежедневно 1,5-2 часа своего времени. Норвежцы тогда никаких частных компенсаций никому, кроме властей Юрмалы, не предложили. Были лишь робкие и невнятные извинения в газетах за причиненные неудобства.

Потом у Latvija Statoil был период вживания в нашу диковатую действительность развития сети АЗС, строительства своего терминала в Рижском порту, "нежной дружбы" с АО Kurzemes degviela. Это время не было простым и безоблачным. Были и нападки, и газетная перепалка, и жалобы со стороны властей и автомобилистов, которые не всегда были довольны поведением компании, качеством бензина и дизельного топлива: машины становились "тупыми", "не тянули" или вообще переставали быть средством передвижения.

Но всякий раз ропот возмущения тонул в мощных рекламных потоках — сказывалось образование и опыт специалиста по общественным отношениям и маркетингу Байбы Рубесы. Кому захочется в такой ситуации оказаться в числе тех "непродвинутых" потребителей, кто не "въехал", как призывают и сейчас слоганы Latvija Statoil?

В марте 2000 года Байба Рубеса заняла пост исполнительного директора Latvija Statoil, сменив прежнего руководителя компании Карлиса Микельсонса, избранного на должность президента Latvenergo. С тех пор фирма неоднократно попадала в неприятные истории, которые новая руководитель очень умело гасила.

Человек со связями

Начала свою деятельность г-жа Рубеса весьма активно. В сентябре 2000-го она обращается в Совет по конкуренции, в Сейм и правительство Латвии с просьбой, похожей больше на ультимативное требование, о необходимости проверки работы генерального директора Latvijas dzelzcels (LDz) Андриса Зоргевица и его предприятия на соответствие законам о конкуренции. LDz отказался тогда перевозить экспортные грузы (российские по происхождению) горючего через терминалы Latvija Statoil и Neste в Рижском порту, так как это экологически чрезвычайно опасно: станция Мангали для подобного не предназначена, вблизи жилые дома. Отказ Зоргевица тогда же активно поддержал директор Рижского свободного порта Леонид Логинов. Главе Latvija Statoil пришлось отступить.

В апреле 2001 года грянул еще один скандал. У Службы госдоходов возникли подозрения, что из 34 работающих АЗС (в том числе две — автоматические) сразу на 6 (!) Latvija Statoil под видом качественного дизельного горючего западного производства продавала печное топливо, не соответствующее сертификату качества. Служба госдоходов (СГД) конфисковала 81,9 тыс. л этого странного продукта. Сколько при этом "полетело" двигателей, сколько было сорвано международных перевозок, сколько истрачено нервов и денег — большой вопрос, на который пока никем не дано вразумительного ответа. И опять, как и в случае с мостом через Лиелупе, никто никаких компенсаций не получил. Состоявшийся 7 июня с.г. суд Видземского предместья Риги оставил в силе решение СГД. Хотя точка в деле еще не поставлена — скорее всего, будет подана апелляция.

В сентябре 2001-го возникли новые подозрения — компанию Latvija Statoil заподозрили в незаконной торговле сжиженным газом на автозаправках в Риге по ул. Краста. По мнению компетентных лиц, только чудом не было возбуждено уголовное дело. Ходят упорные слухи, что Байба Рубеса использовала все ресурсы, в том числе на верхних этажах власти Латвии, чтобы "погасить пожар". Судя по всему, это ей удалось — последовал смехотворный административный штраф в 250 латов.

Как известно, Statoil планирует существенно расширить свое присутствие на топливном рынке нашей страны, присоединив к себе Shell, если, конечно, позволят. В Эстонии аналогичную готовящуюся сделку может не разрешить департамент конкуренции, как утверждают СМИ наших соседей. Если же в Латвии подобное произойдет, то остается уповать только на то, что наше правительство наконец-то примет единые нормы качества топлива и будет следить за их соблюдением, сузив возможности для "химиков" и разного рода дельцов, работающих под вывесками знаменитых иностранных брендов. Иначе приключениям автовладельцев никогда не будет конца.

С просьбой прокомментировать конфликт с фирмой Arcis "Телеграф" обратился к руководству ООО Latvija Statoil. После пожелания прислать свой запрос в письменном виде редакция получила ответ от руководителя отдела качества и поставок ООО Latvija Statoil Эрика Улманиса:

— Компания Latvija Statoil всегда старалась быть в курсе пожеланий своих клиентов и уж тем более их претензий, если таковые есть. Вот уже весьма продолжительное время Statoil не получал ни одной претензии, которая была бы связана с вопросами качества горючего. К сожалению, нам сегодня трудно комментировать случай с АО Arcis, так как официально зарегистрированная претензия до нас не дошла.

Мы всегда можем обсудить с клиентами все ситуации. И в этом случае мы готовы были сделать и обязательно сделаем все от нас зависящее. Жаль, что информация о претензиях со стороны АО Arcis поступила при посредничестве СМИ. Мы готовы действовать, чтобы выяснить все аспекты проблемы, если необходимо — привлечь независимых экспертов.

Считаю важным лишний раз напомнить, что на все 32 АЗС Latvija Statoil в месяц поставляется более чем 6 млн. л бензина и 3 млн. л дизельного топлива. Топливо импортируется напрямую от производителей и поступает в Латвию по железнодорожным и морским путям. При отгрузке топлива на терминал проводится независимое лабораторное исследование горючего и его сертификация. Сертификат производителя, а также предусмотренные латвийским законодательством сертификаты доступны на любой АЗС Statoil. Мы готовы в любое время провести любые дополнительные исследования на АЗС Statoil, чтобы лишний раз доказать качество нашего топлива.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!