Руководитель Управления образования Даугавпилса Янис Дукшинскис назвал забастовку школьников аморальной. Использование детей в акциях протеста, с точки зрения главы школьного ведомства, есть "явление мерзкое".
Виноваты в нынешнем разложении общества все: сами революционеры-школьники, их мягкотелые родители, непонимающие пагубности момента педагоги-коллеги, пассивная полиция. Все, за исключением президента Латвии, мнение коей г-н Дукшинскис полностью разделяет.

"Негативная тенденция"

Было бы странно, если бы г-н Дукшинскис мнение президента не разделял. Руководитель Управления образования Даугавпилса — человек прагматичный и умеренный в собственных взглядах, любит разделять чужие мнения, даже когда с ними и не "вполне" согласен.

Собственно говоря, картина совершенно ясна. С точки зрения г-на Дукшинскиса, нынешние акции протеста аморальны и агрессивны потому, что "у молодежи начинает появляться свое мнение…" Что, в свою очередь, "приводит к расколу в обществе".

Вообще говоря, любую реформу нужно начинать с подготовки кадров. Это аксиома. Нельзя сказать, что государством ничего не сделано. На обучение учителей латышскому затрачены миллионы, только вот: где он, результат? С другой стороны, откуда ему быть? Первые миллионы, выделенные на курсы латышского в середине 90-х, просто разбазарили! Курсы были организованы с помощью частных фирм, но только не по латышскому, а по другим иностранным языкам. И вовсе не для учителей! Можно вкладывать миллионы ежегодно — если, как говорит классик, вам не важен результат. Нам, похоже, важен именно сам процесс. Бездарный экс-министр образования г-н Шадурскис, будучи вузовским преподавателем, просто не знает ситуации изнутри именно в русских школах. Прежде чем продавливать реформу, нужно было узнать: а в состоянии ли русские учителя качественно преподавать на латышском химию, физику, математику, другие предметы? Если нет, то кому она, эта реформа, вообще говоря, нужна? Если отбросить "мудрые" сентенции и нудные нравоучения, г-н Дукшинскис, как минимум, и сам не в курсе. Просто нехорошо это, когда у кого-то, тем более детей, "начинает появляться свое мнение".

По мнению главы Управления образования, уже сама по себе акция носит насильственный характер. Переходя к конкретике, г-н Дукшинскис договорился о фактах "аморальной, насильственной рекламы": раздачу листовок в школах "совсем чужими детьми". Разделив детей на своих и чужих, "главный учитель" сообщает, что в такой обстановке диалог невозможен. Собственно, дискуссия была бы возможной, но только "не в рабочее время": во время каникул можно и поговорить.

Далее — угрозы для чужих взрослых: "Все грани перейдены, наша компетенция окончена. Будем обращаться в полицию. Если полиция будет заниматься более активно, все постепенно прекратится. Акции мешают качеству образования…" И чтоб свои боялись: "Прослеживается негативная тенденция. Хочу дать совет педагогам: нужно вникнуть в суть реформы, а не прятаться за спинами детей…" Ни анализа сложившейся ситуации, ни расклада на "чего" и "сколько", единственное пожелание: увеличить активность полиции — и все "рассосется" само собой. Так что все-таки "все"?

Демократия с двойным дном

Что касается сути реформы, к которой апеллирует г-н Дукшинскис, то нелишне напомнить, что те же дети сегодня защищают и учителей. В этом году, как, вероятно, и в следующем, на такой, какой мы имеем, билингвизм будут смотреть сквозь пальцы. Но уже в 2006 — 2007 годах, по мнению депутата Сейма Якова Плинера, работу могут потерять порядка пяти тысяч учителей. Эта проблема тоже "рассосется" сама собой?

По мнению г-на Дукшинскиса, подоплекой акций протеста служат политические игры. Проанализировав высказывания "ассов" билингвизма, включая координатора билингвального обучения Управления образования Даугавпилса Силвию Мицкевичу, порой констатируешь, что люди вообще не понимают предмет, просто не понимают, о чем говорят, теребя американские методики, от которых давно все отказались. Политической игрой является сама реформа. В то время, когда в европейской стране Латвии дети падают в голодные обмороки, панацеей оказывается переход на латышский язык. И это для наших чиновников не аморально. Очевидные плоды билингвальщины легко прослеживаются в официальных документах, в коих по количеству ошибок учителя успешно соперничают со школьниками. Если не возразить сегодня, завтра вообще не будет смысла возражать: государство в момент запрограммирует отсутствие "русскости", исключит серьезное участие инакомыслящих везде и всюду.

Что касается угроз. Конституция Латвии говорит о том, что каждый человек имеет право на свободу собраний и выражения своих мыслей. В законе об охране детства заложена мысль, что у каждого ребенка есть право на собственное мнение. Когда в Балтийской цепи стояли даже пятилетние дети, это никого не шокировало и не возмущало. В стране полмиллиона неграждан. Каждый день на свет являются дети без подданства — и никому до этого нет никакого дела. Взрослые свое промолчали и сегодня имеют то, что заслужили иметь. Тот, кто ежедневно дрожит за кусок хлеба, боится, что его обвинят в нелояльности, не в состоянии размышлять свободно. Дети мыслят простыми категориями, предел мечтаний разного уровня шадурских и добелисов — взрастить новое податливое поколение, превратив по-тихому в электорат. Какое им дело до Иванова, до языка Пушкина и Тургенева?

До сих пор не приходилось слышать, чтобы человек не желал знать латышский язык. Только причем здесь образование? Русский как второй государственный? По закону русский язык в Латвии — иностранный. Смешно, мы едва ли не самая продвинутая страна в мире: более 90 процентов всех жителей владеет иностранным (русским) языком! Смешно потому, что согласно Рамочной конвенции по правам меньшинств, подписанной Латвией в 1995 году (до сих пор не ратифицированной), проживание на административной территории 20 процентов представителей нацменьшинств — достаточное основание для того, чтобы их язык стал официальным. Об этом вопрос даже не стоит. Все, чего желают дети и родители — получение нормального образования, которое возможно только на родном для человека языке.

Цена реформы — это не 40 на 60, это степень уважения к достоинству человека, к гражданам страны. Простая мысль: зачем радеть за человека, если он этого не хочет? Зачем брать под свою опеку и натурализовывать маленьких человечков, вырывая из-под опеки родителей? Сама страна стала мачехой для тысяч людей. Как можно превратиться в заботливую мать лишь силой росчерка пера?

Для других мы создаем правила, для себя исключения. Сначала делаем гадость, потом спрашиваем, кто будет отвечать: а если вдруг что? А кто вчера отвечал за здоровье наших вечно полуголодных детей? Президент, которой сегодня жизненно необходима школьная реформа? Политики, которые в упор не видят чаяний людей? Городские чинуши, думающие о теплом месте, готовые в любую минуту подхватить любой бред наделенных властью? Кому, в самом деле, до проблем даже не русских школьников, а образования в целом?

Дело не в Дроботе или там Митрофанове, которых на дух не переносит нынешняя двинская власть. В глубинке знать не знают никакого рижанина Петропавловского. Есть просто обычная жизнь, вектор которой в провинции направлен на выживание. Людям хватает собственной головной боли. Обучение на латышском сделает большинство детей из Латгалии неконкурентоспособными в среде сверстников. Государство готовит полуголую, полунищую и без того малообразованную смену. У кого есть деньги, тот выучится и в Англии.

Образование считается краеугольным камнем языковой политики — ставки для обеих сторон, для властей и нацменьшинств, достаточно высоки. Чувствуя, что международное общественное мнение склоняется в сторону защитников русских школ, правящая элита меняет тактику, пытаясь выставить демонстрантов как экстремистов. Комитет по безопасности Рижской думы собирается призвать Сейм внести изменение в Уголовный закон. По мнению комитета, за нарушение порядка проведения общественных мероприятий возможно наказание — вплоть до десяти лет тюрьмы!

Последняя новость: наши правые политики готовы ратифицировать Рамочную конвенцию о защите нацменьшинств в обмен на заявление ЕС, признающее факт оккупации Латвии в 1940 году и осуждающее коммунизм. А вы говорите — дети… Кого они интересуют? Да еще со своим мнением…

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !