В последние две-три недели новый министр культуры Хелена Демакова была, кажется, одним из главных ньюсмейкеров для русских масс-медиа. Ее запальчивые высказывания с явными антирусскими обертонами — догадывалась она об этом или нет — просто напрашивались на комментарии. При этом не всегда было понятно: это всерьез или просто политический жест. И мы решили кое-что прояснить.
Министр против коммунизма

Вообще-то столько внимания к не очень внятным заявлениям госпожи министра — это перебор. Несомненно одно: приоритет Хелены Демаковой — это борьба (судя по последним заявлениям) за международное осуждение преступлений коммунизма. И что-то подсказывает, что мы, я имею в виду местных русских, должны нести за них какую-то ответственность (ну не красные же латышские стрелки!), единственная загвоздка в выборе форм наказания. Хотя не думаю, что госпожа министр всерьез станет рассматривать предложения по этому вопросу, уже разработанные активистом Гардой и его женщинами. Правда, не очень ясно, как борьба с преставившимся коммунизмом может помочь подъему культуры Латвии: воодушевит ли художников или денег за это кто-нибудь насыплет?

Но не будем гадать. Были высказаны и конкретные идеи: отменить в 2004 году Дни российской культуры, о которых договорились экс-министры культуры Латвии и России Ингуна Рибена и Михаил Швыдкой. Об этом уже тоже все писали, выяснилось, что дни просто перенесены на 2006-й. И мы бы не стали возвращаться к вопросу, если бы не получили письмо, подписанное тремя журналистами — Модрисом Аузиньшем, обозревателем журнала Балтийские берега, Григорием Зубаревым, руководителем медиапроекта "С властью — по-русски", и Леонидом Федосеевым, обозревателем газеты Час — и озаглавленное "Кто начнет акцию "Деньги для Демаковой"?

Помочь государству?

Его суть в том, что, раз министр культуры отказывается от проведения Дней российской культуры (авторы надеются, что она не руководствовалась политическими мотивами), то не стоит ли начать собирать необходимые для этого деньги самим. "Мы обращаемся, — пишут они, — к общественным и политическим организациям, фирмам, бизнесменам и просто к небезразличным людям: не следует ли создать общественный оргкомитет по проведению Дней российской культуры в Латвии, сформировать фонд по привлечению средств. Мы обращаемся к министру культуры Латвии Демаковой: какой бюджет был запланирован для того, чтобы дни состоялись, а если и до этого руки не дошли, то какая сумма, по вашему мнению, была бы достаточной, чтобы наша Родина не стала и на этот раз посмешищем в глазах международного сообщества?"

Дело, конечно, благородное, но больно жирно для государства, чтобы мы, перенося на себя материальное бремя, освобождали его от выполнения обязанностей перед своими налогоплательщиками, причем не только русскими (мы знаем, что латыши охотно посещают гастроли российских коллективов). С другой стороны, почему приоритет отдается Дням российской культуры, разве многочисленные латвийские продюсеры не обеспечивают нам постоянный культурный приток из России? В этом деле важна была именно государственная поддержка.

Латвийская сторона не виновата

Но авторами письма задан хороший вопрос о бюджете отмененного мероприятия. За разъяснениями мы обратились в бюро госпожи министра (все в курсе, что при Министерстве культуры теперь есть свое бюро?). Заодно решили задать Хелене Демаковой еще кое-какие вопросы (вдруг мы ее неправильно понимаем), поэтому попросили о встрече. Однако министр очень занята поездками по стране и за рубежом (это действительно не отговорки, перед Пасхой была Лиепая, потом Литва). Ее пресс-секретарь Гунда Игнатане сказала нам, что можно смело присылать вопросы, на которые ответит или сама министр, или ее пресс-секретарь (это не принципиально, сказала госпожа Игнатане). Вот наши вопросы. Как в связи с поворотом к Европе конкретно изменится культурная политика в отношении России? Были ли уже предприняты какие-то шаги по реализации проекта Дней российской культуры в Латвии? Как МК собирается поддерживать культуры нацменьшинств?

Министр культуры, как оказалось, высоко оценила то, что уже было сделано в рамках латвийско-российского сотрудничества в сфере культуры, программа которого была подписана (Рибеной и Швыдким. — Ред.) в 2003 году в Санкт-Петербурге. Хотя и не все масштабные мероприятия "были финансово поддержаны со стороны министерства". Далее (в качестве оправдания, что ли? — Ред.) был приведен список (очень достойный. — Ред.) российских арт-деятелей, с которыми в разное время сотрудничала Хелена Демакова в качестве куратора, среди них: Дмитрий Гутов, Сергей Бугаев (Африка), Иосиф Бакштейн, Виктор Мизиано.

Что касается переноса Дней российской культуры, то тут ответственность Минкульт перекладывает на российскую сторону. Дело в том, что бюджет на большие культурные проекты планируется заблаговременно, а в январе этого года МК не получило от россиян ни конкретных сроков проведения, ни предложений по программе. Соответственно, не была оговорена и смета мероприятия. Поэтому в начале марта этого года бывший министр культуры Ингуна Рибена отправила письмо, в котором просила российскую сторону перенести сроки проведения проекта (так получается, что отмена дней — на совести предыдущего министра, а мы-то все на Демакову валим. — Ред.). Россияне с пониманием отнеслись к ситуации.

Теперь о святом, о нацменьшинствах. АНКОЛ (Ассоциация национальных культурных обществ Латвии им. Иты Козакевич) в январе этого года получила госдотацию в размере 18 тысяч латов (на проведение культурных акций, ремонт здания и информационные материалы). МК поддержало просьбу о присуждении финансовой помощи Греческой общине и Латвийскому эстонскому обществу. Почетные грамоты от МК за вклад в процесс интеграции и сохранение национальных традиций получили общества татарской, башкирской, армянской, украинской, молдавской, литовской и еврейской культуры. Министр призывает общества национальных культур обращаться за финансовой поддержкой в Фонд общества интеграции и Фонд культурного капитала.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!