Брюссель никому не верит

В ноябре прошлого года глава МИДа Сандра Калниете уведомила правительство о том, что по дипломатическим каналам поступила информация от представителей Германии, США, Великобритании, согласно которой секреты НАТО из Латвии уходят на сторону. С тех пор ни один визит натовских чиновников в Ригу не обходится без напоминания об этом грехе. И ладно, если бы наших джеймсов бондов уличали в хитрости или корысти. Так ведь нередко причиной утечки становится просто халатность. Анекдотом стала история, когда ответственный чиновник Минобороны оставил в баре папку с секретной информацией.

Впрочем, министр обороны Гирт Валдис Кристовскис в лучших традициях армейской подозрительности склонен усматривать в этом происки врагов. По его мнению, части депутатов Сейма нельзя доверять по определению. Министр заявил, что одна из фракций Сейма — это, по сути, вентиль, через который уходит информация из Комиссии по национальной безопасности. Причем уходит по одному адресу — в Москву.

Намек министра все поняли однозначно: имелась в виду фракция ЗаПЧЕЛ. Еще до раскола объединения от ЗаПЧЕЛ в комиссию входил один-единственный депутат — Андрей Клементьев. Инесе Вайдере от ТБ/ДННЛ также обвиняла в разглашении "закрытой информации" другого депутата от ЗаПЧЕЛ — Николая Кабанова. Он изложил на страницах газеты пересказ заседания Комиссии по иностранным делам. Сам депутат оправдывался тем, что не знал о "секретной" степени совещания.

Все это время натовцев крайне тревожило, что в спецслужбах продолжают работать бывшие сотрудники КГБ. Хотя с 1999 года уже действовал запрет Сейма, но в отдельных случаях допускались исключения. Прошлый Сейм выдал 8 подобных "дозволов" чекистам. Все восемь сотрудников служили в Полиции безопасности. Среди них были специалисты по внешней разведке и контрразведке. Однако волна недоверия заставила их покинуть трудовую вахту. Трое экс-чекистов ушли из органов еще до 2002 года. А вот пять ветеранов вынуждены были распрощаться со своими должностями в феврале 2003-го. Правда, руководство Полиции безопасности не подтвердило информацию о том, что сотрудники были отправлены на заслуженный отдых по требованию из Брюсселя.

Почетная миссия контролеров

Тот самый опальный депутат Сейма Андрей Клементьев (теперь член ПНС), так и состоящий в Комиссии по национальной безопасности, однозначно связывает готовящиеся реформы спецслужб с требованием Запада: "Концепция перемен в спецслужбах может быть инициирована именно натовскими партнерами Латвии. Но в результате реформы полномочия Сейма резко сужаются. Если раньше Комиссия по национальной безопасности ежемесячно проверяла оправданность несанкционированных прослушек БЗС, то сейчас этим станет заниматься премьер, а у оппозиции не будет доступа к информации, за кем же ведется слежка".

Согласно окончательному проекту реформ, ныне существующие Совет по национальной безопасности (СНБ) и Комиссия Сейма по национальной безопасности полу чают статус "парламентских контролеров". Если внимательно изучить функции, которые остаются за этими структурами, то можно смело утверждать: контролировать- то они смогут, но вот что-то изменить в деятельности спецслужб им не по силам. Впредь СНБ будет рассматривать "концепции и планы, связанные с национальной безопасностью". Этому органу приписывается еще одна туманная функция — "согласование единой политики безопасности и ее улучшение".

Единственное давление, которое СНБ может оказать на спецслужбы, — это выдвижение кандидатов на пост БЗС или же предложения о досрочной отставке главы этой структуры. Формально больше полномочий остается за Комиссией Сейма по национальной безопасности. Но опять же, скорее, почетных. По версии рабочей группы, комиссии отводится роль главного инструмента парламентского контроля за спецслужбами. В сферу деятельности этого органа входит бюджет и приоритеты служб безопасности (СБ), а также право заслушивать отчеты премьер-министра. В программе реформ четко прописано, что у комиссии нет права оперативного контроля за деятельностью СБ, а также возможности давать службам прямые поручения. Для этого они должны обращаться к премьеру.

Копилка секретов

Все нити управления спецслужб будут находиться в руках премьер-министра. Под его контроль переходит Бюро по защите Сатверсме (БЗС), а также новая структура — Служба анализа информации (САИ). Последнюю можно назвать копилкой секретов, данные в которую собирают все оперативные и тайные службы страны. Авторы перестройки честно сообщают, что эта структура создана для того, чтобы "снизить возможность монополизации информации" у какой-либо из спецслужб. В обязанности САИ входит анализ информации, разработка предложений премьер-министру и правительству, определение приоритетов деятельности СБ, прогноз различного рода угроз.

Впрочем, у САИ нет права вести оперативную деятельность. При этом всем спецслужбам строго приказывается передавать в САИ всю добытую информацию, даже в том случае, если она может повлиять на рассекречивание и безопасность действующих тайных агентов. Авторы реформы успокаивают критиков тем, что САИ — это "небольшое подразделение", сотрудники которого будут назначаться по принципу ротации. Смена кадров предусматривается каждые три года. В состав САИ войдут представители Полиции безопасности, Военной контрразведки, БЗС, Погранохраны, Миграционной службы, Бюро по борьбе и предотвращению коррупции.

Другая не менее серьезная структура, которая опять же будет находиться в подчинении у премьера, — Совет государственных служб безопасности (СГСБ). Совет играет роль непосредственного инструмента по управлению деятельностью СБ. Именно с его помощью премьер ежедневно будет координировать направления деятельности и приоритеты всех спецслужб. В состав СГСБ войдут сам премьер, министры обороны, внутренних и иностранных дел, юстиции и финансов. Право "заглянуть на огонек" имеют генпрокурор, глава САИ и секретарь Совета национальной безопасности. Без сомнения, именно СГСБ будет главным инструментом в руках премьер-министра, при помощи которого он станет контролировать деятельность всех спецслужб Латвии. Правда, авторы реформ уточняют, что решения этой структуры будут иметь рекомендательный характер.

Опасная монополизация

Бывший министр внутренних дел, а ныне депутат Сейма Марек Сеглиньш в беседе с "Телеграфом" весьма критически отнесся к кардинальной перестройке спецслужб. Опасность, по его мнению, заключается в монополизации всех секретных структур одним человеком — премьер-министром. Сеглиньш считает, что в перспективе это может привести к тому, что ими станет легко манипулировать в интересах каких-либо политических сил.

"Создатели проекта декларировали, что они намерены исключить дублирование обязанностей служб безопасности. Однако в проекте оптимизации СБ я увидел, что за контрразведку будут отвечать и Полиция безопасности, и Бюро по защите Сатверсме, — рассказал Марек Сеглиньш. — Причем, если ПБ будет подчиняться премьеру через министра внутренних дел, то БЗС будет работать непосредственно под премьером. Складывается впечатление, что главе правительства необходима личная разведка.

Может, это у него хобби такое? Я думал, премьер должен уделять внимание экономике, социальной сфере. Но будет ли у него на это время?" Концентрацию спецслужб в руках премьера подверг критике и Вилис Криштопанс, руководитель парламентской Комиссии по национальной безопасности. В интервью "Телеграфу" он заявил, что считает проект "сырым". "На мой взгляд, нет необходимости замыкать все службы безопасности на премьер-министре, — считает Криштопанс. — Гораздо разумнее внедрить модель наподобие той, что существует в западных странах. Там есть один руководитель всех спецслужб, который каждый день работает с начальниками подразделений. Премьер-министр не должен заниматься такой работой".

Спецслужбы на коротком поводке

В свою очередь в группе разработчиков проекта считают, что монополизация спецслужб нам не грозит. По мнению замдиректора Госканцелярии по вопросам планирования политики и координации Уны Клапкалне, которая была одним из главных инициаторов реформ, "проект оптимизации лишь делает структуру спецслужб более логичной: они будут подчинены исполнительной власти. Главе правительства не придется заниматься рутинными делами спецслужб — эти задачи будет исполнять Совет государственных служб безопасности".

Задача оптимизации, по мнению г-жи Клапкалне, состоит в том, чтобы строго определить место каждой службы безопасности в общей системе, чтобы у них было поменьше независимости. "Все госструктуры должны кому-то подчиняться. Госконтроль и Банк Латвии — исключение. Но когда БЗС со своими широчайшими полномочиями фактически никому не подчинено, это в корне неправильно. Не стоит бояться, что службы безопасности окажутся под "колпаком" у исполнительной власти, ведь она находится под контролем парламента, так что все демократические принципы соблюдены". Сам премьер Эйнар Репше комментирует перестройку спецслужб весьма односложно: "Перемены — это всегда оздоровление…"

Кто на новенького?

Самые глубокие реформы ожидают Бюро по защите Сатверсме. Некоторые представители оппозиции вообще считают желание премьера приручить эту организацию основной причиной перестройки спецслужб. Ведь бюро на протяжении восьми лет имело почти неограниченные полномочия в оперативной деятельности, а также само решало, кому из первых лиц государства открыть доступ к гостайне. Глава БЗС Лайнис Камалдиньш владеет огромным объемом конфиденциальной информации, к которой ни у кого нет доступа.

Хоть его организацию формально контролирует Комиссия Сейма, но реально БЗС никому не подчиняется и постоянно конкурирует с Полицией безопасности. Впредь БЗС будет находиться под контролем премьер- министра. Главные функции обновленной спецслужбы — охрана секретов НАТО и выдача допусков к секретным документам этой организации, а также разведка и контрразведка. Охрана отечественных гостайн также доверена БЗС.

Самый горячий вопрос сегодня: кто же станет новым руководителем БЗС? Полномочия Камалдиньша истекают 29 апреля. Планируется, что уже 10 апреля депутаты проголосуют за нового директора БЗС. Камалдиньш уже заявил о своем желании занять эту должность повторно. Однако, скорее всего, его дни в бюро сочтены. Неофициально озвучиваются фамилии возможных претендентов на вакантную должность.

Среди них офицер армии США Гундар Залькалнс, глава Полиции безопасности Янис Рейникс, советник премьер-министра Янис Кажоциньш, глава Комиссии Сейма по борьбе и предотвращению коррупции и контрабанды Айнар Латковскис и даже одна дама — Мара Цериня, профессиональный юрист, советник госсекретаря Министерства юстиции. Однако самым реальным кандидатом считается Янис Кажоциньш, который, помимо советника премьера, является отставным полковником армии Великобритании, поэтому ему о стандартах НАТО рассказывать не надо.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!