Тема "вышибания" взаимных долгов стран Балтии и России все активнее муссируется политическими элитами. Требование компенсации за оккупацию уже открыто прозвучало из уст президента страны Вайры Вике-Фрейберги. Как к этому больному вопросу относятся в России, "Телеграфу" рассказал председатель Комитета по международным делам Госдумы РФ Константин Косачев.
В России тоже умеют считать

— Насколько реально, что Россия выдвинет официальные требования к трем странам Балтии выплатить долг в размере 3 миллиардов долларов за имущество, оставшееся с советских времен? Ведь тогда Латвия наверняка сделает ответный шаг и тоже выставит счет за оккупацию.

— Прежде всего хочу подчеркнуть, что даже хронологически более корректно было бы считать отчет российской Счетной палаты ответным шагом. Сам факт, что этот документ появился только сейчас, свидетельствует о том, что эта тема для нас не представляла актуальности. И вовсе не потому, что нам нечего сказать или предъявить тем или иным бывшим республикам СССР, как кому-то, по-видимому, могло показаться, коль скоро на полном серьезе стали обсуждать тему компенсаций за "оккупацию". То, что мы сами не проявляем инициативы в этом вопросе, вовсе не должно расцениваться как молчаливое признание чужих претензий в наш адрес. Не секрет, что работа по расчету объема возможных претензий к России в странах Балтии достаточно скрупулезно и педантично велась уже достаточно давно — практически с начала 90-х.

— Почему Россия не подняла тему долгов сразу после распада СССР, а сделала это через 13 лет?

— Мы не разрабатывали этот вопрос прежде всего потому, что считали крайне нежелательным строить наши отношения с соседями на основе взаимных претензий прошлых лет и предъявлении исторических счетов. Но, естественно, каждый желающий "выставить счет" России должен осознать, что в России тоже умеют считать и осведомлены о реальных исторических фактах и событиях не хуже "кредиторов-энтузиастов".

Вступление в НАТО не отменяет добрососедства

— Каким вы видите дальнейший ход событий в связи с появлением взаимных словесных требований о компенсации?

— Огорчает то, что антироссийская карта по-прежнему популярна во внутриполитических играх в самих странах Балтии. Более того, соответствующие настроения подогреваются среди населения с целью извлечения дивидендов от раскопок в прошлом, своего рода "паразитировании на истории". При этом чаще всего авторы таких инициатив сами осознают, что вряд ли предъявляемые претензии имеют шанс быть когда-либо удовлетворенными. Но тогда мне искренне хотелось бы понять: эти политики действительно убеждены в том, что для их народов будет лучше, если в глазах 140 миллионов жителей соседнего с ними государства они будут восприниматься исключительно как предъявители разного рода требований и обвинений, не умеющие помнить добро, которого в наших отношениях тоже хватало? Как страны, притесняющие русскоязычных школьников, оправдывающие нацистов? Ведь принципы добрососедства не отменяет даже вступление в НАТО и ЕС. Нам судьбой предопределено жить рядом, и все эти политические игры не всегда понятны, ведь бизнес преодолевает границы со скоростью банковского перевода.

Речь не идет о судебном иске

— Если иск будет выставлен, то не осложнит ли это положения русскоязычных в странах Балтии или же, наоборот, поспособствует скорейшему разрешению межнационального конфликта?

— Хотел бы уточнить, что речь сейчас не идет о каком-то судебном иске. Подготовка отчета ни в коей мере не являлась инициативой российской Счетной палаты. Основанием для такой проверки послужило соответствующее обращение депутатов Госдумы, проявивших естественную обеспокоенность в связи с педалированием темы компенсаций в странах Балтии.

Что касается положения русскоязычного населения, то очевидно, что любое обострение в наших отношениях может сказываться на нем только негативно. Однако мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что одно из назначений всех этих "компенсационно-оккупационных" кампаний как раз в этом и состоит, чтобы создавать некую дымовую завесу для фактического нерешения актуальных проблем. Слишком вызывающими для цивилизованной Европы выглядят некоторые практики балтийских стран в отношении этих категорий населения, а такое явление, как массовое безгражданство, — вообще дикость для демократии.

— То есть можно сказать, что Россия лишь припугнула страны Балтии?

— Хотел бы в этой связи привести слова одного из самых популярных и любимых в России балтийцев, композитора, депутата Сейма Латвии и просто мудрого человека Раймонда Паулса: "Теперь, когда мы находимся в ЕС и НАТО, нам нечего жить прежними страхами. И мы можем сосредоточиться на прагматичном развитии отношений с восточным соседом… Что, мы так и будем в XXI веке "метаться" долгами: они нам претензии на 3 миллиарда, мы им — на 20 миллиардов? Вот недавно руководители Польши и Германии сели за стол переговоров, все спокойно обсудили и согласились раз и навсегда закрыть тему финансовых претензий друг к другу. Так поступают соседи в цивилизованном мире. Пора и нам уже прекратить жить прошлыми обидами и сводить счеты. Историю не изменишь".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!