За несколько месяцев работы нового правительства мы хоть и поверхностно, но успели познакомиться с премьером и некоторыми министрами. Однако эти люди лишь видимая часть айсберга, называемого правительством.
Страна советников

По меткому замечанию одного из политиков, Латвия из Страны Советов превратилась в страну советников. В то, что сами министры единолично управляют своими министерствами, сегодня верят лишь люди, далекие от реальной политики. Те, кто знаком с бюрократическим аппаратом не понаслышке, уверенно идут со своими проблемами не в кабинеты первых лиц, а к их советникам или помощникам. Вот у кого в руках сосредоточена реальная власть. Чиновники, поднаторевшие в интригах, могут только по смене советника предсказать, куда подует ветер, какой проект будет признан приоритетным, а какой соискатель государственных щедрот будет задвинут в угол.

Нынешняя система функционирования советников и помощников министров берет свое начало в 1995 году, и отцом ее можно считать премьер-министра Мариса Гайлиса. По своему статусу советники находятся в более привилегированном положении по отношению к помощникам, так как отвечают за вопросы общей политики ведомства, а не за организационную работу министра. Но на практике именно помощники, имеющие возможность больше общаться с шефом, могут оказать на босса гораздо большее влияние. Глава министерства вправе нанять себе и внештатных советников, которые почти за символическую плату согласны радеть за государственные интересы. Для сведения: зарплата штатного советника министра может колебаться от 250 до 400 латов, а вот уже советники премьер-министра получают за ту же работу от 500 до тысячи латов.

Вся премьерская рать

По данным экспертов, среди советников и помощников нового премьера сегодня главенствующую роль играет Виестур Силениекс, который не только является помощником Индулиса Эмсиса, но и руководителем его бюро. 27-летний Виестур на протяжении пяти лет занимал руководящие должности в Партии "зеленых" и наравне со своим патроном считался сопредседателем партии. За это время он организовал ряд громких мероприятий, которые по странному совпадению были направлены против литовских нефтекомпаний. Известность же ему принесла акция протеста, во время которой он пристегнул себя наручниками к нефтетерминалу в Бутинге. Злые языки утверждают, что подобная акция не обошлась без финансового участия Вентспилса.

В предыдущем правительстве Виестур Силениекс также занимал должность помощника, но в более скромном Министерстве окружающей среды. Неизвестно, чем он отличился на "зеленой ниве", но министерство направило его защищать свои интересы на весьма хлебное место — в правление Рижского свободного порта. Любопытно, что будучи представителем "зеленого" министерства, г-н Силе-ниекс поддержал решение о выделении гарантий на 12 млн. латов для малоизвестной компании Rigas pasazieru terminalis. Позже этим делом заинтересовалась прокуратура, которая потребовала от Рижского свободного порта отзыва гарантии. Находясь в правлении порта, Виестур Силениекс заработал 30,8 тыс. латов.

Внештатным финансовым советником премьера является бывший председатель правления VEF banka Гинт Зелтиньш. В 2002 году он вместе с известным финансистом Юрием Щетининым и компанией Regional Property Develompents Ltd. пытался открыть коммерческий банк Venta, но, по неизвестным причинам, Банк Латвии отказался выдать необходимую лицензию. Поэтому г-н Зелтиньш вынужден был искать применения своим силам в другой области и стал членом правления Рижского регулятора общественных услуг.

Более пестрая биография у советника премьера по вопросам национальной безопасности Андрея Пантелеевса. Один из отцов-учредителей Latvijas cels, с 1990 по 1998 год он находился на политическом олимпе. Правда, из состава активных игроков на скамейку запасных его выбил ряд скандалов. В 1996-м газета Diena обнаружила, что Пантелеевс получал на кредитную карту Zemes banka денежные переводы от некоей лихтенштейнской фирмы. Газета предположила, что политик получал деньги от компании, которая и оприходовала так называемые три миллиона Latvenergo. Через два года Генпрокуратура нашла в его действиях с "кредитками" нарушение антикоррупционного законодательства. Также ему в вину было поставлено, что он не сообщил в налоговой декларации о занимаемой должности в Baltijas Stabilitќtes fondќ, где в руководстве находились представители норвежской компании Varner. В итоге после этих скандалов г-ну Пантелеевсу пришлось оставить политику и податься в обозреватели газеты Jauna Avize, а затем в Preses Nams, который, как известно, принадлежит группе вентспилсских предприятий.

Проект века

Все последние годы партии, которые дорывались до власти, считали, что победа будет неполной до тех пор, пока посты министерских советников не займут преданные люди. Во-первых, они и главе ведомства не дадут забыть о партийных интересах, а во-вторых, будут изыскивать ресурсы для пополнения партийных касс. Вот и получается, что почти все советники и помощники министров состоят в тех же партиях, к которым принадлежат их начальники. Понятно, что при этом прежде всего учитывается их преданность партии, а затем — опыт и знания.

Без сомнения, наибольшего мастерства в закулисных играх советников достигла Народная партия. И в этом правительстве они заняли много "теневых", но от этого не менее влиятельных должностей. Впрочем, на сей раз, кажется, "народники" превзошли даже самих себя. Впервые один и тот же советник дает ценные советы как министру финансов, так и министру культуры. Этаким мастером на все руки стал небезызвестный Эдмунд Крастиньш. Экс-министр финансов, доверенное лицо Андриса Шкеле, он был в авангарде боевых действий, которые развернули между собой глава Вентспилса Айвар Лембергс и экс-лидер Народной партии. Именно Крастиньшу приписывается так называемое "дело Kalija parks", когда Минфин неожиданно выяснил, что вентспилсская компания должна государству 17 млн. латов. Позже дело провалилось. Также от лица государства он отказался выдать гарантии для получения Вентспилсским свободным портом крупного кредита, что серьезно сказалось на дальнейшей деятельности компании.

Информированные источники объясняют, почему Эдмунд Крастиньш так востребован в новом правительстве: "народники" пытаются изо всех сил воплотить в жизнь свой дорогостоящий мегапроект — новое здание Национальной библиотеки. Именно поэтому он делегирован в два министерства, которые и отвечают за "Дворец света". Не случайно министр культуры Хелена Демакова (Народная партия) также окружает себя людьми, которые были бы полезны в осуществлении проекта века. Советником по общественным отношениям министра культуры стал Мартиньш Ванагс, который был руководителем проекта Фонда поддержки Латвийской Национальной библиотеки.

Окружение министра юстиции Винеты Муйжниеце (Народная партия) также укреплено однопартийцами. Руководителем бюро министра стала Дайна Медне, работавшая экономистом в компании UVK, которую связывают с Андрисом Шкеле. Кстати, совсем недавно сотрудник этой компании Харий Кронгорнс был задержан KNAB по подозрению в причастности к так называемому скандалу "цифрового телевидения".

А вот министр финансов Оскар Спурдзиньш (Народная партия) сам является образцом карьерного роста министерского советника: дважды он занимал в Минфине эту должность, а однажды стал парламентским секретарем. И вот теперь он сидит в кресле министра и самостоятельно нанимает помощников и советников. К примеру, он вернул в Минфин, правда, в должности внештатного советника, Ингуну Судрабу, которая работала в руководстве министерства с первых дней его основания и ушла из-за несогласия с методами управления Эйнара Репше. Правда, г-жа Судраба за это время успела стать членом правления Parekss banka. Впрочем, министра не пугает, что его советник работает в коммерческом банке, так как, по его словам, она "не будет консультировать по вопросам банковской деятельности". Вот такое доверие.

Норвежский след

Пример со своих старших товарищей берет и "партия священников", которая по сходному образцу создала систему советников и в своих министерствах. Выражение "короля играет свита" как нельзя лучше подходит к Угису Магонису, советнику вице-премьера Айнара Шлесерса.

Этого человека можно смело отнести к "норвежской" экономической группировке. Из известных в обществе людей туда же, к примеру, входит и бизнесмен Виестур Козиолс. Долгие годы Магонис был совладельцем Varner Baltija и в тени Айнара Шлесерса занимался очень важными проектами.

С возвращением Шлесерса в политику Магонис его не оставил. В настоящий момент он является одной из ключевых фигур в окружении вице- премьера. Как известно, г-н Шлесерс совмещает две должности — он является товарищем премьер-министра Индулиса Эмсиса и исполняет обязанности министра сообщений. Магонис, формально являющийся советником Шлесерса, по сути ведет себя как министр сообщений.

По информации "Телеграфа", он уже облюбовал министерский кабинет, из которого неполных пару месяцев назад выехал прежний министр, "тевземец" Роберт Зиле. А госсекретарь Министерства сообщений с документами ходит не к Шлесерсу, а именно к Магонису. Степень влияния Угиса Магониса на работу министерства можно проиллюстрировать таким случаем. Еще в конце 90-х годов Varner Baltija задумала поучаствовать в строительстве виадука на одном из участков Рижской кольцевой дороги — в районе Бабите. Угис Магонис активно пытался пробить проект через Дирекцию автодорог, одну из структур Министерства сообщений. Однако оттуда несколько раз проект возвращали.

Любопытно, что костяк руководства Дирекции автодорог не менялся уже долгие годы. Правда, с приходом г-на Магониса в министерство сразу же встал вопрос о ликвидации дирекции — ее функции будут поделены между другими структурами. Неофициальные источники указывают, что инициатива ликвидации дирекции исходила от Угиса Магониса. Столь радикальные инициативы министерских советников не редкость. Просто многие из нововведений выдаются за плод деятельности патрона. А когда эти глубокие мысли озвучиваются на телеэкранах или появляются на страницах газет, то не всегда легко понять истинные причины тех или иных решений. Однако если копнуть глубже, то ниточки от многих постановлений потянутся в кабинеты помощников и советников. Но "теневая" жизнь министерств по-прежнему остается бюрократическим табу…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!