Победы, или хотя бы успехи в борьбе с разнообразным "пиратством XXI века" — торговлей нелегальной музыкой и компьютерными программами — власти декларировали многократно. Так надо. Ведь мы собрались в Европу, где авторское право — одна из "священных коров". Пираты ее доят как хотят.
Сразу оговоримся: мы очень хорошо и на личном опыте знаем, что покупать все лицензионное большинству рижан не по карману. Но с другой стороны, уверены, что торговля "пиратской" продукцией — часть общей теневой и криминальной экономики. А ведь во многом именно она — причина нашей незажиточности. И, естественно, богатства тех, кто это, по сути, воровство прикрывает и организует. Так что "пиратство" — несомненное зло. Хотя, может, и не худшее…

Старый пират Коля

Он не одноног и без повязки на глазу. А тем не менее бороздил просторы океанов нелегальщины более 20 лет. Начинал, когда ничего забойнее Людмилы Зыкиной по радио не крутили. Зато каждый уважающий себя человек знал, что в этой "студии" есть все. Приноси кассету, а то и вовсе бобину, и за рупь-два тебе на обе стороны запишут молодую группу Меtallica, а на другую — только начинавших раскручиваться Modern Talking. Вот в такой студии и начинал свою карьеру Коля, ныне Николай Савельевич.

– Только мы тогда не пиратами были, а каперами, — рассуждает он, удобно усевшись напротив серванта, целиком забитого музыкой всех времен и народов. — Государство ничего против не имело. Не признавал Советский Союз их дурацких авторских прав. Привезет знакомый водила из "Совтранса" самые новые кассеты — вот тебе уже и привоз. Сразу их в список. Работы хватало.

Когда наступил капитализм, Коля тоже не растерялся. Решил было поставить это дело на поток тут, в Латвии. Но возникли проблемы.

– Не вписался я в повороты. Сначала бандюки обложили. Потом менты шмонали. Короче, что успел, урвал за первые шесть лет независимости. А сейчас если ты не в системе пиратства, то лучше и не дергаться. Уже все схвачено. Кто этого не понимает — наказывают.

Вышел Коля из бизнеса. Уступил место молодым и шустрым. Занялся продажей стиральных порошков.

– Стар я для того, чтобы с баулом по поездам трястись. Да и музыка современная не по мне. Ею торговать-то — западло.

Такая вот вечная музыка

Последнюю фразу старый пират сказал от обиды. Не угнаться ему за молодыми. Сейчас их время. Пройдитесь по Центральному рынку, чуть не на каждом углу по лотку с компакт-дисками и кассетами. Мы насчитали на рынке семь таких точек. В погожие дни их еще больше. На каждом — сотни наименований. Любой диск за три лата. Продавец приветливый и дружелюбный.

– Что интересует? Может, помочь?

– Да нет, мы так, смотрим только. У вас группа "Вздохи Кабыздоха", альбом "Корявая судьба" есть?

Парню бы таращить на нас глаза, как на психов. А он на полном серьезе:

– Если поискать, то найдется. В Москве. Нам-то невыгодно — по одному диску брать. Вот если вы бы за него, вещь ведь редкая, приплатили, то через недельку получили бы свой диск.

Обещаем подумать. Конечно, за такую раритетную и несуществующую в природе звукозапись и десятки не жалко. А вдруг достанет?

– В Москве все есть, — продолжает парень. — Там списки по тысяче наименований. И сотни списков. Их только читать полдня уходит. Но берем только то, что хорошо расходится. Попсу в основном. Все довезти никаких сил не хватит. Раз в неделю привозят из Москвы, что закажем.

– А что здесь не пишите? На любом компе теперь можно на болванку что хочешь написать.

– Пишем помаленьку. Вот видишь сборники? Местные. Сами делаем. Есть люди, песни отбирают те, что в топе. Этого из Москвы не привезешь. В Москве вкус не такой, как здесь. Правда, приходится заказывать в типографии обложки, а это дорого. Ну не для покупателя — все равно по три лата, а для нас. Да и мощности не те. Сколько на компе напишешь, два десятка за сутки? А надо сотнями. Зато хорошо уходит. Только появился хит — пожалуйста, покупай.

За те полчаса, что мы наблюдали за этим лотком, ушло три диска. Не беляши, конечно, но тоже неплохо.

Простая арифметика

Посчитаем: болванка для записи диска стоит от силы 20 сантимов, если оптом. Домашний CD-райтер записывает диск за полчаса. Засунул три райтера в компьютер — и за час они тебе заработали… За вычетом электричества — 15 латов. Это при кустарных масштабах отдельно взятой квартиры. Выгодно и сердито. На самом деле это выглядит совершенно иначе. Масштабнее и серьезнее.

– Времена китайских и болгарских подделок прошли, — рассказывает другой пират. — Они некачественные. Сейчас у нас все российское. Там это поставлено на промышленную основу. Пиратские диски пишутся на тех же заводах, что и лицензионные. То есть по качеству они ничем не отличаются. Так что тут можно брать смело. А будет брак, заменим.

Каким образом эти диски оказываются в Риге? Ни один пират не выдаст рыбных мест. Но картина в целом сложилась такая. Есть два способа доставки нелегальщины к месту продажи.

По первой схеме ввоз осуществляется совершенно легально. Машина, загруженная дисками, проходит растаможку со всеми пошлинами. То, что сами они по себе контрафактные — по три лата за штуку, никого не волнует. Во всяком случае, не приходилось слышать, чтобы на границе задерживали такой груз. Про спирт слышали, про бензин — тоже. А про диски — нет.

Вторая схема дополняет первую. Когда нужно подвезти небольшую порцию товара, то микроавтобус с дисками просачивается через "дырку" на границе. То есть уже чистая контрабанда. Сумками возят все реже — при перевозке нанизанных на штырь дисков, в виде "колбасы", слишком велик процент потерь.

Оптовая цена пиратского диска в России — не более полдоллара. Идет по три лата. Поэтому это прибыльное дело процветает и дает его хозяевам неплохие доходы. А хозяева есть. Во всяком случае, мы были свидетелями тому, как в полдесятого все торговцы дисками вывозили свой товар тележками из одного и того же пакгауза на Центральном рынке.

Беня знает за облаву

Казалось бы, есть у нас кому заниматься борьбой с пиратами. Экономическая должна по идее рубить гидре головы. А муниципальная — бить по рукам исполнителей за лотками. Как бабушек с контрабандными сигаретами.

– Не гоняют? — интересуемся мы у очередного пирата.

– Стою пока. Вроде не трогают, — пожал плечами "пират". — Правда, здесь власть меняется каждые десять минут. Может, и гонять начнут. Уйду. А там и на новую власть ключик найдется. Золотой, конечно.

А вот в это легко верится. "Пираты" существуют в тесном симбиозе со всевозможными властями. Грозная рыночная охрана, которая, по идее, должна блюсти и соблюдать, охраняет пиратов от мелких и крупных неприятностей. Об облавах предупреждают заранее. А собрать столик и смыться — дело пары минут. Впрочем, и потери в случае поимки незначительны по сравнению с прибылью. Это только выглядит красиво, когда диски катком давят. Но давят сотни, а ввозят за неделю тысячи.

Впрочем, опыт показывает, что бороться с пиратами можно. Пример — рынок "Латгале". Сам по себе просто рассадник пиратства и один из центров скупки краденого. Но чуть ли не год там все нелегалы жили в жутком напряжении. И убытки несли ужасающие. Теперь на этом рынке, например, не найти (сами плачем!) никаких старых компьютерных игрушек.

– Старое все в полиции, — разводит руками очередной "пират". — С ними сам договаривайся. Если договоришься — расскажи, как.

– А новое туда не попадает?

– Да нет, в последнее время все спокойно. Вот раньше было… "утреннее построение", "вечернее". Гоняли и трахали. Был тут один шибко прыткий деятель из ментов. Жуткий зануда. А потом то ли наши напряглись, то ли мужик на повышение пошел — его в порт перевели. Говорят, он там сразу на два миллиона контрабанды нашел.

Именно так, найдя одного честного полицейского, можно решить проблему пиратов на Центральном и любом другом рынке. Просто приставить его к этой территории — и пусть наведет порядок. Вы спросите, где же такого найти?.. Да уж, легальные торговцы музыкой в честность наших правоохранительных структур верят неохотно. Пытались сами бороться с пиратством. До сих пор многие вспоминают "черный день радиомолчания", когда все нелицензионные звукозаписи с радиостанций были изъяты, а лицензионных… просто не оказалось. Проводила рейд экономическая полиция, но у истоков идеи стояла Латвийская ассоциация музыкальных продюсеров.

В те давние времена ими проводились антипиратские пикеты, собирались доказательства нелегальной торговли… Но после передачи символической "эстафетной палочки" борьбы с пиратством Министерству внутренних дел во главе с Мареком Сеглиньшем все как-то успокоилось. Даже фотографии почти всех тогдашних лотков и лоточников до сих пор актуальны. Почти все те же лица так и работают на привычных им местах.

Опрос

На Центральном рынке мы поинтересовались у прохожих: "Как вы относитесь к борьбе с интеллектуальным пиратством?"

Забавно, но фотографироваться согласился только студент. Однако мы и его не станем рассекречивать.

Эвита Л., банковский работник:

– Конечно, положительно! Это такое же воровство. Любое государство должно защищать творческих людей. Как же это, человек что-то придумал и ничего за это не получил, а "пираты" ничего не делают, но деньги получают. Это воровство.

Андрей В., студент ЛУ:

– А что, есть какая-то борьба? По-моему, "пираты" о ней и не догадываются. А диски у "пиратов" дешевле, и выбор больше. Если кто-то хочет с ними бороться, пусть даст возможность обойтись без них. Многие записи в магазинах просто не достать.

Ирина Р., домохозяйка:

– Бороться с ними надо, конечно. Но простыми запретами и облавами ничего не решить. Платить за то же самое вдвое дороже тоже никто не хочет. У меня дочь постоянно музыку слушает. Покупать ее в магазинах — никаких денег не хватит.

Валерий К., охранник:

– Я против борьбы с "пиратами". Мне не жаль Майкла Джексона, он не обеднеет, если получит на один миллион меньше. У тех, кто борется, наверное, на легальные записи денег хватает. Пусть мне столько же платят, может, тоже бороться буду.

Марис Р., преподаватель:

– Я думаю, что надо не бороться, а людей воспитывать. Если все поймут, что покупать у "пиратов", это то же самое, что и скупать краденое, то "пираты" сами исчезнут.

Максим С., таксист:

– Надо их ловить и сажать. Какая разница, музыку он ворует или магнитолы из машин таскает. Но ловить их никто не будет — слишком большие деньги там крутятся.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!