Многие авторитетные эксперты в один голос утверждают, что в ушедшем году обострился и ускорился процесс новой поляризации мира.
На смену "холодной войне" между Западом и Востоком, канувшей в Лету вместе с Берлинской стеной и Советским Союзом, все настойчивее заявляет о себе новое, воистину апокалиптическое противостояние — между Севером и Югом, между христианским миром и миром ислама. Прогнозы на будущее неутешительны. Новая ситуация потребует более четкой и жесткой позиции от всех стран, в том числе от Латвии.

Американская трагедия

В прошлом году лидирующие позиции на мировой политической арене сохранила Америка. Формально Джордж Буш выиграл три битвы. Он еще на четыре года остался хозяином Белого дома, а также победил на президентских выборах в Афганистане и в Украине. На самом же деле позиции Америки сегодня шатки как никогда. Если говорить об Афганистане, то вспомним, кто только ни осуществлял политический контроль над этой страной — и где эти контролеры сегодня? Маловероятно, что представитель древнейшего пуштунского царского рода Хамид Карзай пришел к власти для того, чтобы проводить политику Вашингтона. Еще задолго до рождения товарища Сухова было ясно, что Восток — дело тонкое, и сегодня порой кажется, что афганцы-иракцы-иранцы и прочие гордые представители того самого Востока готовы на самые невероятные "расклады", лишь бы развести Белый дом на деньги. Случай с Карзаем показывает, что им это блестяще удается.

Что же касается Украины, там все не так просто, как может показаться с первого взгляда. Сценарию "оранжевых" выборов, хоть и написанному в Вашингтоне, так и не удалось избежать коррекции, согласно принципу "тиха украинская ночь, но сало треба перепрятать". И в конечном итоге победа Буша-Ющенко может обернуться катастрофой для многомиллионного народа. Сегодня существует большая доля вероятности, что сине-белый восток страны отделится от оранжевого запада, прихватив с собой две трети экономического потенциала страны. И если это произойдет, то совсем не потому, что люди на востоке Украины сильно любят проигравшего выборы Виктора Януковича. Не за него голосовали половина избирателей Украины, а против Буша.

Следует отметить, что украинцы, проживающие в Латвии и не понаслышке знакомые с демократией "американского розлива", в большинстве случаев голосовали за Януковича. Проживающие же здесь американцы на выборах президента США поддержали Керри. Может быть, действительно на расстоянии все отчетливее видно и понятно? Например, то, что большинство внешнеполитических аргументов Буша построены на лжи — хотя бы пресловутое "иракское оружие массового поражения", из-за которого, собственно, и была начата иракская война, которой не видно ни конца, ни края. С треском провалилась запланированная перед выборами поимка Бен Ладена. Американцы поняли, что мир не стал безопаснее. Но они по инерции проголосовали за Буша.

Республика и республиканцы

Впервые с реальной угрозой террора столкнулась и Латвия. Правда, на сей раз пронесло, но кто знает, когда будет следующий. Прошлогодние события в Испании показали, к чему могут привести безответственные политические решения. Террористы поняли, что Европу взрывать легче, а эффект от этого получается ничуть не хуже, чем от взрывов в Америке. Под прицелом находятся все без исключения страны, поддерживающие американскую агрессию в Ираке и тем более участвующие в этой агрессии.

После того как Испания вывела своих солдат из Ирака, коалиция стала трещать по швам. Сегодня многие поняли бессмысленность иракской кампании и осознали горькую истину, что на этой войне не будет победителя. Даже верная Вашингтону Польша, под командованием которой в Ираке находятся латвийские "миротворцы", подумывает о существенном сокращении присутствия своих солдат в регионе. Латвийские же политики упорно продолжают придерживаться двойных стандартов — для них война в Ираке является борьбой с терроризмом, а война в Чечне — борьбой за независимость.

Увы, общественность недалеко ушла от своих руководителей. Второго сентября, когда почти все европейские газеты свои первые полосы отдавали материалам о трагедии в Беслане, латвийские газеты открывались материалами о концерте по случаю Дня знания. Видимо, само по себе вступление в ЕС не является панацеей от провинциальности мышления. Прав был генерал де Голль, состривший, что "республику можно провозгласить в один день, но откуда взять республиканцев…"

Латвия предпочла маленькую рыбу большой удочке

Одним из самых важных политических событий прошлого года, безусловно, стало невиданное по масштабам расширение ЕС. Разными правдами и неправдами альянс увеличилось сразу на десять стран. Сами старожилы Евросоюза при этом не скрывали, что для них расширение является неким экспериментом — опытом, так сказать, результат которого они не берутся прогнозировать.

Не только старые, но и новые страны ЕС очень сильно различаются по своему экономическому потенциалу. Именно переговоры о вступлении определяли, какой удочкой будут ловить рыбу во время переходного периода изголодавшиеся новички.

Во время переговоров гонцы от стран-кандидатов осаждали Брюссель, спорили, умоляли, грозили. Как ни странно, лучше всего на евробюрократов действовали угрозы. Исключительно благодаря последним Польше, например, удалось выторговать самые выгодные условия для своего сельского хозяйства. Представители же Латвии исправно рапортовали о досрочном закрытии того или иного раздела переговоров. В результате сегодня толком никто не может ответить, читали ли наши чиновники и политики все многотомные условия собственного экономического порабощения или не читали. Как бы там ни было, народное хозяйство вместо большой удочки получило маленькую рыбку в виде ограниченного доступа к еврофондам. Конечно, это больше, чем ничего, но думать о перспективах все равно не хочется. Неравные условия развития с большой долей вероятности могут привести к ситуации, что Латвия станет самой бедной страной Евросоюза.

Любовь, ненависть и добрая воля

Еще одна трогательная глупость года — постоянное и навязчивое желание переписать историю. Проявлявшееся здесь, рядом — это не так мозолило глаза международному сообществу. Но когда евродепутат и, казалось бы, неглупый человек Алдис Кушкис носится по брюссельским коридорам с призывами сомнительного содержания и подбивает других, вроде тоже неглупых людей, под эти призывы ставить подписи, это уже на грани международной буффонады. Вопрос, например, ехать или не ехать президентам Балтийских стран в Москву на празднество Дня победы, отдает как минимум диким политическим провинциализмом, о котором мы здесь, кстати, уже говорили.

А была или не была оккупация, это тема ну о-о-очень скользкая. Скажите, чем, собственно, присоединение Латвии к СССР отличается от вступления в Евросоюз и НАТО? Что тогда приблизительно одинаковое количество населения было "за" и "против", что сейчас (прямо как в голосовании за Ющенко и Януковича). Про НАТО так и вовсе никого не спросили, сами за нас решили. И что получается — тогда советские танки целовали и розами осыпали, а сейчас натовским солдатам морду бьют… Так скажите, где тут любовь, где ненависть а где просто проявление доброй воли?

Столь же провинциальными можно считать постоянные нападки нашего начинающего министра иностранных дел Артиса Пабрикса на президента дружественной нам страны Беларусь Александра Лукашенко. Начитавшись на ночь произведений древнеримских историков, Пабрикс каждое утро просыпается со словами римского сенатора Марка Катона- старшего: "Карфаген должен быть разрушен". Правда, у Пабрикса почему-то вместо слова "Карфаген" регулярно получается словосочетание "режим Лукашенко". А как же, простите, невмешательство в дела суверенного государства? Неужели про это у древнеримских историков ничего не написано?

Пока Латвия судорожно мечется в желании примкнуть то к Европе, то к Америке, совместными усилиями России, Китая и Юго-Восточной Азии в мире создается третий полюс. Уже в скором времени он может стать самым перспективным с точки зрения макроэкономики. Правда, нас туда не позовут. А Европа с Америкой, похоже, стремительно теряют к нам интерес.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!