Без каски человеческая голова способна выдержать удар упавшего с метровой высоты 6–килограммового предмета, когда тяжелее — проламывается. Если ты сидишь перед компьютером ближе 60 сантиметров, значит, готовься на прием к окулисту. Когда ресторан выводит во двор вентиляционные системы, вскоре от их шума начинают медленно сходить с ума жители окрестных домов. Зачастую во время ремонтных работ в старых домах в воздухе часами висит канцерогенная асбестовая пыль… Словом, спасайся кто может! Но Государственная инспекция труда (ГИТ) не дремлет!
Заместитель заведующего нормативно–техническим отделом ГИТ Владимир Брикманис работает в структуре с 1969 года. В прошлом, до 1991–го, он был оперативным инспектором — контролировал шесть районов Латвии, расследовал 800 с лишним смертельных и тяжелых случаев на производстве в сельском хозяйстве… А сейчас он является как раз тем человеком, который на практике следит за тем, чтобы государственные и частные структуры соблюдали все нормы и правила Кабинета министров ЛР, относящиеся к охране труда. Но соблюдают ли? Об этом корреспонденты "Вести Сегодня" и побеседовали с г–ном Брикманисом.

48 смертей — не предел

— Обычно говорят, что тот или иной несчастный случай произошел из–за пресловутого "человеческого фактора". А ничего подобного! Как правило, всему виной невыполненные технико–организационные требования, — замечает Владимир Брикманис. — Чтобы не происходили несчастные случаи на работе, нужна профилактика. И мы весьма тщательно контролируем работодателей. Исходя из чего устраиваем проверки? Во–первых, если в какой–то организации уже происходили несчастные случаи, так, само собой разумеется, мы постоянно будет следить за ее деятельностью. Во–вторых, мы сами определяем, насколько то или иное предприятие опасно, выявляем все факторы риска, а потом включаем его в список для регулярной обязательной плановой проверки. К последним относятся, конечно, все заводы и строительные объекты.

По данным ГИТ, в 2004–м в Латвии на производстве погибли 57 человек, в этом году, который еще не кончился, — 48. Это очень много! Травматизм на рабочих местах в стране чересчур высокий. Наибольшее количество несчастных случаев происходит с людьми, которые работают на опасном производстве, например, в деревообрабатывающей промышленности, менее 2 лет, поскольку еще не привыкли быть все время начеку. Однако немногим меньше несчастных случаев с теми, кто трудится свыше 20 лет, так как они уже считают себя опытными, и бдительность притупляется.

Хватает работы и отделу опасного оборудования ГИТ, к которому относится проверка специальной техники на производстве, лифтов в домах, аттракционов в парках отдыха и так далее. Сотрудники отдела в год фиксируют огромное количество нарушений. Хотя стоит отметить, что несчастных случаев на опасных объектах меньше, нежели на самых банальных торговых базах, где люди ведут себя невнимательно и вообще по сторонам не смотрят. И в результате то тяжеленный ящик на ногу раззяве упадет, то автопогрузчик опрокинется, то… А когда дело доходит до строительных объектов, так здесь нарушения сплошь и рядом! Владимир Брикманис отметил, что зачастую ответственные за строительство или ремонтные работы начальники даже не выдают подчиненным — сущую мелочь! — каски. А ведь человеческая голова проламывается, когда на нее падает с метровой высоты 6–килограммовый предмет. И неважно — грохнется кирпич или ведро с краской.

Асбестовая завеса

— У нас уже определены приоритеты на следующий год. В первую очередь это проверка всех мест, где до сих пор имеется асбест — запрещенное канцерогенное вещество, — рассказывает профессионал. — Главы фирм и организаций обязаны заранее сообщить, что они работают с асбестом, например, демонтируют или ремонтируют здания.

И в Латвии еще полно мест, где хватает асбеста, ведь в прошлом его часто применяли для изоляции трубопроводов в подвалах и на теплотрассах и так далее. С асбестом надо работать предельно аккуратно! Пока же… Ну представьте себе: в центре города ведется ремонт здания — демонтаж старых конструкций, в составе которых канцерогенное вещество, и вся улица рядом тонет в опасной пыли. Эта пыль висит в воздухе часами, и люди, проходящие мимо (но главным образом — строители), ее вдыхают. Асбестовая пыль накапливается в легких и уже никогда не выводится из них!

Хозяин, организуй рабочее место!

Но одно дело — опасные строительные объекты, другое — самые заурядные офисы фирм. Увы, и здесь все не слава богу. Работодатели, несмотря на жесткие правила Кабинета министров ЛР, не следят, чтобы место, где выполняет обязанности подчиненный, было максимально безопасно и, немаловажно, комфортно.

— Мы регулярно устраиваем проверки на фирмах, следим, в каких условиях работают люди. Цель наших рейдов — снизить до минимума в том числе и профессиональные заболевания. В документах КМ строго определены факторы риска на рабочем месте, особенно что касается оборудования, столов и стульев. Если, допустим, у вас слишком низкий стол, неудобный стул да еще и компьютер расположен на расстоянии ближе 60 сантиметров от глаз, то вскоре начнутся серьезные проблемы со здоровьем: нарушится кровообращение в конечностях, будет искривление позвоночника и резко ухудшится зрение. И все эти правила соблюсти реально! Достаточно хотя бы купить на фирму регулируемые столы под компьютеры и вовремя менять устаревшую аппаратуру… А часто ли на фирмах устраивают для всех работников регулярные медосмотры, хотя бы раз в год?

Это еще не все. Сейчас мы должны вместе с экономической полицией контролировать: насколько легально та или иная организация нанимает рабочую силу, заключает ли договоры? И здесь нарушений навалом. В прошлом году мы получили около 700 жалоб по вопросам охраны труда, а в этом зафиксировали уже более 800 нарушений. До сих пор очень многие руководители фирм принимают на работу людей и не заключают с ними трудовой договор. Но, парадокс, многие рядовые труженики, судя по недавнему опросу, нормально относятся к тому, чтобы работать без договора, особенно когда деньги нужны сразу, — говорит Владимир Брикманис.

Медленно сходим с ума…

Другая приоритетная задача ГИТ — борьба с нарушителями установленных законом норм шума. Собеседник подчеркнул, что НИ ОДНА дискотека в Риге не соблюдает допустимые нормы шума. Да и во время массовых мероприятий, которые часто проходят в Риге, явно нарушаются правила. Конечно, если человек в толпе стоит недолго, то еще ничего. Однако задержись он подольше, и потом у него запросто могут начаться проблемы со слухом (особенно если стоять возле мощных динамиков у сцены, размещенной, например, на Домской площади).

— Но вреден для здоровья, главным образом нервной системы, и монотонный звук (пускай даже значительно ниже допустимых норм), допустим, постоянный шум вентилятора в вашем компьютере на столе. Здесь важно, чтобы работодатель соблюдал правила гигиены труда и обеспечил подчиненных нормальной техникой, которая не будет портить им нервы, — говорит г–н Брикманис. — Нередко же нас вызывали жители домов в центре Риги: люди жаловались на рестораны, точнее — на вентиляционные системы, которые выходили во дворы. Эти вентиляторы работали круглые сутки, трещали и раздражали людей, окна квартир которых смотрели во двор… Однако за всеми организациями ведь не уследишь, не можем же мы, право, набрать целую армию инспекторов, поэтому и приходится в большинстве случаев надеяться на порядочность работодателей… — подытожил собеседник.

В общем, читатели, будьте бдительны и осторожны!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!