Такое огромное количество дублеров известных топографических названий можно встретить разве что в Латгалии. Чего здесь только нет! И Париж, и Иерусалим, и Бразилия, и Египет, и Варшавиня, и Москва…
Но громкие имена, которыми словно в издевку в свое время наградили крошечные латгальские деревеньки, оказывается, цветочки по сравнению с другими перлами, которые заставляют до колик хохотать туристов. К примеру, под Краславой имеется аж две деревни Дураков — Дураки Большие и Дураки Маленькие. Не одному поколению местных уроженцев приходится доказывать, что на самом деле они не такие.

Откуда взялись Дураки?

Научного объяснения этимологии этих чу´дных названий нет. Специальных этнографических экспедиций с этими целями в Латгалию не отправлялось. Латвийские ученые к этой занимательной теме тоже пока не проявляли интереса. Все на уровне старинных преданий и легенд, которых здесь такое великое множество, что в них с легкостью можно запутаться. Про появление Дураков тоже имеется очень любопытная история.

Рассказывают, что граф Платер, купивший Краславу с окрестностями в 1729 году, в своих новых угодьях сразу же начал преобразования. Новшества коснулись и жителей деревень, которые граф решил вытянуть–таки из устоявшихся здесь веками прозябания и нищеты. К решению этой задачи граф подошел с немецкой педантичностью, указав крестьянам, какие культуры и где сажать, как следует ухаживать за посадками. В окрестных селах дела с легкой графской руки действительно потихоньку пошли на лад. И только у двух деревенек все как–то сразу не заладилось. За что ни возьмутся, что ни посадят — ничегошеньки не растет. Хотя люди вроде бы стараются. А урожая нет как нет. Один год прошел, второй, третий… Когда графское терпение лопнуло, тот решил нерадивый люд наказать. И в сердцах обозвал деревеньки Дураками. Та, что побольше, стала Большими Дураками, а поменьше — Маленькими. Lielie muļķi и Mazie muļķi на латгальский лад. И фамилии крестьянам обеих деревенек граф дал соответствующие — Мулькисы. В назидание другим…

Дураков здесь нет

С учетом имеющихся фактов данная легенда может претендовать на изрядную долю достоверности. Во–первых, судя по количеству надгробных плит старинного местного кладбища с указанием фамилии Мулькис, Мулькисов здесь когда–то жило полным–полно. Во–вторых, на местных землях все действительно очень плохо растет. Правда, вовсе не оттого, что жители нерадивые. Просто здешние места — древнее русло Даугавы. Плодородную почву вымыла река, остались песок да суглинок. Яблони, и те начинают скудно плодоносить, только разменяв второй десяток лет. Не говоря уже о более требовательных плодово–овощных культурах. Но жители обеих деревенек не сдаются и по–прежнему стараются. Сеют, пашут в поте лица, собирают плохонький, но зато свой урожай. Точно так же, как и их предки…

По словам местного старожила Доната Донатовича Бебриша, родившегося и всю жизнь прожившего в Больших Дураках, обе деревеньки стали значительно меньше, чем во времена его детства. В Больших Дураках сегодня около 30 хуторов, в Маленьких — не более десятка. Приезжих здесь практически нет, все хутора — родовые, в которых свой век доживают местные жители. Преимущественно латгальцы.

— Молодежи у нас практически нет, — вздыхает Донат Донатович. — Все дети поразъехались кто куда. У меня у самого трое сыновей. Двое в Латвии, а третий за границей.

— Наверное, на заработках в Ирландии?

— Да нет. Он работает летчиком. Как же это государство называется? М–м–м… А, вспомнил! В Малайзии! А внук там же на летчика учится. Так что в нашем семействе готовится новая летная смена.

— Скучаете по своим?

— Зимой не без этого. А с весны по осень скучать особо некогда. Домашнее хозяйство не дает. Я вот сам трактор смастерил, — с гордостью показывает свое детище Донат Донатович. — У нас в деревне вообще много рукастых жителей, смыслящих в любой технике. Не знаю уж, за что наших предков окрестили "дураками", только среди нас их точно нет. Многие родившиеся здесь впоследствии получили высшее образование. Однако сюда они уже не вернулись. Понимаете, дело не столько в Дураках. Я всю жизнь здесь прожил — особо не жаловался. Просто сегодня перспектив для молодых людей в латгальских деревнях нет. Вне зависимости от их названия.

Кто глупее?

Несмотря на то что жители деревенек с "дурацкими" названиями вот уже на протяжении двух веков своими делами и поступками пытаются опровергнуть данное их местности название, для людей со стороны это всегда имело мало значения. Особенно когда в паспорте обязательно нужно было указывать прописку. Посмотрит кто на штамп Mazie Muļķi или в графу о месте рождения Lielie Muļķi — и (в лучшем случае) не может удержаться от улыбки. И вроде бы человек ничего ни плохого, ни смешного не сделал, а к нему уже относятся с предубеждением.

Десять лет назад жителям обоих Дураков терпеть напраслину надоело. Люди объединились, чтобы наконец–таки снять с родных мест графское проклятье и присвоить деревням более благозвучные имена. Что ни говори, а как лодку назовешь, так она и поплывет. Крестьяне собрались, пошумели, высказали свои предложения. Волость подсчитала, во сколько ей переименование обойдется, и развела руками: для одного из беднейших краев нищей Латгалии подобное удовольствие не по карману. Жители недельку по этому поводу потужили, повздыхали, да и махнули на свою затею рукой. Нашли утешение в пословице "Всю жизнь проживешь, а дураком помрешь".

Кстати, ни в одной из деревень Мулькисов больше не осталось. В прошлом году умерла последняя носительница некогда самой распространенной в здешних местах фамилии. Ее прах покоится на местном Muļķu kapi. Зато благодаря оригинальному названию деревенек в них с легкой руки латгальских экскурсоводов иногда заезжают как латвийские, так и зарубежные туристы.

— Недавно у нас побывали немцы, — рассказывает Петр Бабин, охотовед, перебравшийся из города в Лиелие Мульки десять лет назад. — Бюргеров очень интересовало, как отражается название деревни на умственных способностях местных жителей и на их быте. Ходили тут, гоготали. Пытались во всем найти что–нибудь дурацкое.

— Нашли?

— Вряд ли. Я вам так скажу: процент дураков в наших деревнях не больше, чем в латвийском сейме.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!