В последнее время ужесточились требования административного законодательства по отношению к нерадивым водителям. И это правильно! Следует беспощадно карать рублем (извините, латом) тех, кто в пьяном виде садится за руль или как–то иначе злостно нарушает Правила дорожного движения. Но есть один маленький нюанс.
Наши люди настолько привыкли ко всяким ограничениям, невзгодам и запретам, что пытаются из любого положения найти хитроумный выход. Бывает так, что, стараясь обойти закон, умудряются перехитрить самих себя.

В отделе Даугавпилсского управления криминальной полиции, занимающемся борьбой с угонами, "Вести Сегодня" ознакомили с интересной статистикой. В этом году начато 12 уголовных процессов по кражам автомобилей, а еще восемь заявлений о пропаже автотранспорта оказались ложными. Спросите — как? А вот так: напьется некто пьяным по самое некуда, сядет за руль, въедет в столб (или в дерево, или в забор, или в дом — как кому повезет), с перепугу выскочит из машины — и бежать куда глаза глядят. К утру проспится и решает подать в полицию заявление об угоне машины. Дескать, ищите полицейские злого угонщика, который мое любимое авто похитил, разбил и бросил среди ночи. Землю ройте, но найдите! На то, мол, налогоплательщики из своих скромных заработков налоги в казну платят.

У народа в сознании какой сложился образ полицейских? Сидят, дурака валяют, делать ничего не хотят. А уж кого–кого, но меня (лжезаявителя) им никак не перехитрить! Ошибаются ребята, ох жестоко ошибаются! Начнем с того, что у полицейских из отдела по борьбе с кражами автомашин на четверых стаж работы приближается к девяноста годам. К тому же расследовали они более восьмисот автомобильных краж. Причем дотошно, скрупулезно, с проверкой фигурантов и обстоятельств криминального происшествия. Их удивить трудно.

…Сразу после новогодних праздников пришел в полицию дедушка Валдис. Кому праздник, а ему горе. В новогоднюю ночь угнали машину. Написал Валдис заявление об угоне авто и стал ждать результата, томясь от дурных предчувствий. Буквально через несколько часов после подачи заявления машину нашли. Стояла бедолага у столба, в который врезалась, судя по повреждениям, на немалой скорости. В ходе расследования оказалось, что собственный внук дедушки решил покататься на машине, но с управлением не справился. Тем более что в новогоднюю ночь столбы имеют обыкновение дорогу перебегать. Нашли угонщика, и машину нашли, и это несмотря на то что номеров у нее не было. Причем никто их с разбитого автомобиля не снимал — без номеров он был и до этого.

…Православное Рождество Юрий решил отметить с размахом. Что характерно, не в церкви и не с молитвой на устах. Напротив. Загулял так, что и сам не помнит, где, с кем, у кого и сколько выпил. Однако, когда управляемая им машина влетела в металлическую ограду тротуара и получила повреждения, он ее покинул, а наутро подал в полицию заявление об угоне своей любимой "тачки". Утверждал, что накануне у него пропали ключи от автомобиля, которыми явно воспользовались злоумышленники. Ну что ж, началось следствие. Юрий был признан потерпевшим и расписался на бланке заявления о том, что предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение согласно статье 298 Уголовного закона.

Оперативники стали восстанавливать, как они это назвали, биографию суток. Сам Юрий не помнил, где так весело отдыхал, но его приятели и приятельницы вспомнили. Их стали вызывать и подробненько расспрашивать: что, где, когда? Но доступными для полицейских становились не логические размышления и игра ума как у телезнатоков, а личные, семейные и даже интимные подробности жизни свидетелей. А что вы хотите? Уголовное дело заведено — идет расследование. Все по закону.

В результате кроме неприятностей ничего Юрий не получил. Под давлением собранных доказательств пришлось признаться, что никто его машину не угонял. Почему сбежал? Ну, это понятно: пьян был и боялся, что дорожная полиция водительских прав лишит. Да еще за полицейскую стоянку, куда разбитую машину отвезли, платить надо, да и на восстановление машины деньги нужны. Решил обойтись малой кровью. Не вышло. Как ни крути, а правду говорить выгоднее. Да и спокойнее.

…Четверо резекненцев нашли работу в Даугавпилсе. Здесь же сняли квартиру. И тут (надо же, какая радость!) приехал к ним земляк. Естественно, выпили. А потом душа потребовала продолжения банкета. Шиковать так шиковать! Сел один из резекненцев по имени Каспар за руль, и помчалась компания на гулянку. Путь оказался коротким. На территории психбольницы "ауди" врезалась в столб, случилось короткое замыкание, и машина загорелась. Хоть и были ребята, так сказать, в сильной стадии, но выскочить успели. Наутро Каспар накатал заявление, в котором сетовал на то, что злые люди сожгли его машину.

Началось следствие. Полицейские стали выяснять, где именно каждый из приятелей находился в день и час, когда сгорела машина. Те заверяли, что их и в Даугавпилсе–то не было. Лукавили, однако. Один из них, как раз после того как машина сгорела, обратился в больницу, поскольку сильно ушибся, выскакивая. Его печальный облик был запечатлен на видеокассетах камер наблюдения, установленных в больнице. Как вы сами понимаете, с указанием даты и времени. Остальное дело техники. Ложным оказалось заявление.

…Еще более курьезный случай произошел с Александром. Тот ездил по деревням в надежде отыскать, где что плохо лежит. С тем чтобы положить это к себе в машину. Примерился к симпатичной бочке возле одного домика. Но тут вышла незадача — хозяин на пороге появился. Александр руки в ноги и бежать. Машину оставил на огороде. А утром… принес заявление в полицию об угоне любимой "мазды". Особая пикантность в том, что в суде Александра ждут слушания по трем делам о краже автомобилей, в том числе одной "мазды". Вор у вора дубинку украл. Причем вор один и тот же.

Понять лжезаявителей трудно, но можно. Хотят отвести от себя беду. Но попадают в худшую ситуацию — сами себя загоняют в яму. В настоящее время если случилось дорожно–транспортное происшествие и нет потерпевших (помимо самого бедолаги), а также предъявляющих материальные претензии, то можно обойтись без вызова дорожной полиции. Стоит ли писать ложное заявление в уголовную полицию?! Себе дороже.

Кстати, полицейское руководство только "за", чтобы по факту дачи ложных показаний привлекали к уголовной ответственности. Прокуратура также даст зеленый свет. Мало не покажется. К сведению тех, кто вдруг решит накатать ложное заявление: какая кара может обрушиться на нечестивые головы?

За дачу ложных показаний, согласно статье 300 Уголовного закона, положено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет или штрафа до 40 минимальных окладов. В случае, если ложные показания даны по тяжкому (вроде кражи машины из гаража) или по особо тяжкому преступлению, наказание ужесточается — до пяти лет лишения свободы или штрафа до 100 минимальных зарплат. Ну и судимость, само собой, биографию не красит.

Наталья АСТРАТОВА. г. Даугавпилс.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!