Секретариат Муйжниекса "националы" в покое не оставят — слишком уж глубоко его сотрудники "копают", слишком опасные конференции проводят, на которых открываются очень неприятные для правящей элиты вещи.
И вчерашняя конференция, посвященная интеграции молодых представителей нацменьшинств, — не исключение. "Мне очень запомнился вывод известного лингвиста Айи Приедите о том, что у нас умудрились поделить людей не только на граждан и неграждан, не только на богатых и бедных, не только на латышей и нелатышей, но и на "плохих" и "хороших" граждан Латвии"! — сказала на открытии вчерашней конференции начальник Управления натурализации Эйжения Алдермане.

Эйжения Алдермане не скрывала своего беспокойства по поводу ситуации в стране. А именно: искуcственное разделение людей и высокий уровень отчужденности от государства молодежи независимо от национальности. "Самое неприятное, что и молодых людей мы пытаемся разделить на "наших" и "ненаших", — признала г–жа Алдермане. Особо тревожное положение сложилось в нелатышской части общества. Молодые нелатыши в массе своей не чувствуют сопричастности к Латвии.

"Зачем нам петь чужую песню?"

"При этом многие нелатыши очень хорошо, даже в совершенстве владеют госязыком, но тем не менее отдалены от Латвии. Конечно, большую роль играет здесь семья, затем — школа. Именно от этих двух институтов во многом зависит, удастся ли воспитать молодого человека гражданином, чувствующим свою связь с Латвией", — считает Э. Алдермане. В качестве примера она привела свой недавний визит в две русские школы.

В одной школе дети специально для высоких гостей исполняли латышские песни. Например: "Зачем мне петь чужую песню?" "А какие были у этих детей глаза!" В общем, ясно, что дети пели на латышском неискренне, а просто из–за необходимости. Зато в другой школе была совершенно иная картина: дети с удовольствием пели и говорили по–латышски, атмосфера была очень естественной, непринужденной.

"Настал последний черед для того, чтобы нам всем идти в народ и начать говорить об интеграции, объясняя, что это такое и насколько процесс интеграции важен для будущего государства", — заключила Э. Алдермане. Примечательно, что, по данным опроса Управления натурализации, 80% представителей местных самоуправлений Латвии вообще не понимают сути интеграции! Чего уж в этом случае хотеть от самих "интегрируемых"?

Молодые нелатыши — нигилисты

О том, насколько успешным до сих пор был процесс пресловутой интеграции, красноречиво свидетельствуют данные опросов, проведенных Балтийским институтом социальных исследований. "Лишь 10% молодых нелатышей — граждан ЛР голосовали на референдуме за вступление страны в ЕС! Для сравнения: среди молодых латышей за ЕС высказалось 40%. Такое число молодых евроскептиков–нелатышей среди молодежи объясняется тем, что у представителей нацменьшинств растет чувство протеста к государству. Они не скрывают своего недовольства государственной политикой", — признала директор института профессор Бригита Зепа. Профессор Зепа привела характерные высказывания молодых русскоязычных по поводу проводимой в Латвии политики. Вот только некоторые мнения молодых ребят: "Мы здесь никто! Нас считают оккупантами!", "Они не хотели дать нулевой вариант гражданства. Если бы дали всем гражданство, то и проблем сегодня не было бы", "Мы вообще никому и нигде не нужны!". Г–жа Зепа отметила, что многие молодые представители нацменьшинств ощущают дискомфорт, не чувствуют себя равноценными жителями Латвии.

"Любим Латвию, но не это государство"

Тем не менее они любят Латвию как таковую. Вот их признания: "Мы здесь родились, здесь живут наши родители, друзья. Мы не хотим никуда уезжать", "Если нам после окончания учебы удастся найти здесь работу, то мы, конечно, никуда не уедем. Нам нравится Латвия, ее культурная среда", "Я живу в Даугавпилсе — это прекрасный город, у нас не хуже, чем в Европе".

Уже известный принцип "Мы любим Латвию, но ненавидим это государство", увы, укоренился и в молодых людях. И ведомству Муйжниекса предстоит приложить массу усилий, чтобы если не переломить ситуацию, то хоть повлиять на нее.

Важно заметить, и об этом говорила профессор Зепа, что отчужденность молодых нелатышей от государства вовсе не идет рука об руку с аполитичностью. Напротив, молодые русскоязычные ребята все больше "политизируются", создают свои общественные организации, и происходит это на волне протестов против реформы–2004.

Как прожить без латышского?

Вообще о реформе–2004 вчера на конференции говорилось не очень много. Слишком это опасная тема для секретариата министра по делам интеграции, который и так постоянно находится под ударом. Впрочем, сам Нил Муйжниекс по–прежнему уверен, что реформа нужна, ведь опять–таки, согласно опросам, 47% русскоязычных ребят оценили свои знания латышского как "ниже среднего". 4% опрошенных русскоязычных молодых людей признались, что госязыком не владеют. "И я очень встревожен будущим этих ребят в Латвии: как они смогут здесь трудоустроиться?" — заметил министр. Тут же преподаватель латышского языка в высшей педагогической школе поинтересовалась, а где в Латвии можно бесплатно пройти курсы латышского? Ведь многие молодые люди, особенно студенты, очень хотели бы лучше выучить госязык, но они просто не в состоянии платить 100 латов за курсы — у них и так все деньги уходят на оплату учебы в вузе.

На это министр Муйжниекс отметил, что у государства на начальном этапе просто не было таких средств, чтобы всех за госсчет обучить латышскому. Ведь в 1989 году латышским не владел 1 млн. жителей страны! Зато теперь есть курсы, которые организует для безработных Служба трудоустройства, для потенциальных граждан ЛР — Управление натурализации, действует и госпрограмма по обучению латышскому…

От себя добавим, что государство все это десятилетие было озабочено не тем, чтобы обучить нелатышей латышскому, а тем, чтобы их наказать за незнание госязыка! Да и потом, как отметил Н. Муйжниекс, до 1996 года власти были уверены, что большинство нацменьшинств все равно покинет Латвию. А если так, то и не стоит тратить усилия на обучение их латышскому и на процесс интеграции. За эти годы, признал министр, общество еще больше раскололось. И вот теперь приходится прилагать огромные усилия, чтобы людей сплотить и вовлечь в общественные процессы.

Правда, по–прежнему никто в государстве не дал ответа на вопрос: а хотят ли сами латыши идти навстречу нацменьшинствам? "Готовы ли они к встречной интеграции? Ведь навязываться как–то не хочется!" — заметила одна из участниц дискуссии.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !