Во время войны промышленные предприятия Германии были разбомблены напрочь. Зато в ходе восстановления они стали работать исключительно по современным технологиям — и посмотрите на сегодняшнюю немецкую промышленность.
Нечто похожее произошло и с хозяйством Marupes lauksaimniecibas centrs. Как и несколько десятков других предприятий в Тукумском районе, оно было сметено ураганом в буквальном смысле слова. И вот что из этого получилось…

Во время памятного январского урагана была полностью разрушена одна из принадлежавших Marupes lauksaimniecibas centrs птицеферм. В результате разгула стихии погибло более четверти куриного поголовья, полностью уничтожено здание фермы и производственное оборудование. Общие финансовые потери превысили 150 тысяч латов. Пока разбирали завалы и спасали поголовье птицы, было не до мрачных мыслей. Зато потом…

"Оцепенение наступило спустя две недели, когда мы получили первую реальную картину наших потерь",— говорит директор предприятия Виктор Свирченков. Беда усугублялась тем, что сами куры и клетки не страхуются, соответственно — их потерю никто возмещать фирме не стал бы.

"Признаюсь, в наш адрес уже стали раздаваться "похоронные" высказывания,— поведал Kb г-н Свирченков.— Да мы и сами понимали, что выбор у нас невелик. Либо продолжать сокрушаться о потерях, либо срочно начинать искать выход. Я неплохой экономист, всегда заработаю себе на жизнь. Как только весть о нашем происшествии получила широкую огласку, мне тут же стали поступать заманчивые предложения — бросить все и перейти работать "под теплое и надежное крыло". Но… опустить руки и проиграть — это самое простое. Когда руководишь предприятием, у тебя нет времени на переживания. Все время приходится оглядываться через плечо — ведь там твои сотрудники и их семьи, которые поверили в тебя и пошли за тобой. Бросить все и просто уйти я не мог".

В те дни все усилия были сосредоточены на спасении уцелевшего поголовья. Свыше 30 тысяч кур было перевезено в окрестности Риги и помещено на карантин в резервные курятники с непривычным для птицы земляным полом и полной свободой перемещения.

Тут надо сделать небольшое отступление. Современная технологическая линия по производству яиц крайне далека от обывательских представлений о патриархальном курятнике. По сути, она больше напоминает большое конвейерное производство, где птице отводится роль детали в хорошо отлаженном механизме. Несколько рядов клеток, объединенных в единую линию длиной 50—70 метров. Каждый ряд высотой до десяти этажей. Весь процесс — от раздачи корма и воды и до сбора яиц — происходит в автоматическом режиме.

С одной стороны, применение подобных, поистине высоких технологий в современном птицеводстве позволяет производителям получить максимальную отдачу от поголовья, с другой стороны — любители куриных яиц на завтрак порой с ностальгией вспоминают о вкусе деревенских "яек".

И вот что случилось в "резервном курятнике". Птицы-переселенцы, привыкшие ютиться в тесных клетках и лишь волею обстоятельств спустившиеся из своих "многоэтажек" на землю, поначалу не умели даже толком ходить. Однако оказавшись на свежем воздухе и получив полную свободу перемещения, куры стали крепчать прямо на глазах. Уже через неделю поступила первая обнадеживающая информация — падеж полностью прекратился. А еще неделю спустя работники Marupes lauksaimniecibas centrs в порядке эксперимента решили собрать первую партию яиц от "переселенцев".

Проба проводилась прямо на предприятии, и ее результат удивил даже бывалых специалистов. Яйцо, произведенное "на земле", и толщиной скорлупы, и цветом желтка, но главное — своими вкусовыми качествами разительно отличалось от яиц, произведенных "промышленным способом"! Многие вспомнили времена своего детства, когда бабушка привозила им в подарок десяток не магазинных, а настоящих деревенских яиц. Узнав о неожиданном эффекте, руководство Marupes lauksaimniec­bas centrs решило проконсультироваться со специалистами. Были посланы запросы в ведущие птицеводческие предприятия Европы.

Первый ответ пришел из Германии. Немецкие специалисты написали, что они этот эффект наблюдают уже несколько лет — стоит поместить кур в "природную" среду обитания, как качество яиц и мяса резко улучшается. И сегодня Европа переживает настоящий бум — растет спрос на яйца, произведенные "традиционным" методом. Мало того, все большее число европейских производителей отказывается от конвейерного содержания птицы и делает свой выбор в пользу "истоков" птицеводства. Замечено, например, что яйца, снесенные курицей в укромном уголке, куда вкуснее, чем те, которые она несет, что называется, прилюдно. Это только смерть на миру красна, а кладка яиц — дело интимное. После этого Виктор Свирченков не удивился следующему известию из Германии: проанализировав полученный опыт, комитет Евросоюза по вопросам сельского хозяйства, издал специальную директиву, посвященную условиям промышленного содержания птичьего поголовья. Отныне все птицеводческие предприятия будут обязаны провести внутреннюю модернизацию своего технического парка. В частности — увеличить внутренние размеры птичьих клеток. Цель — дать птице максимальную возможность передвижения.

Сегодня руководство Marupes lauksaimniecibas centrs вынашивает серьезные планы по постепенному переходу всего хозяйства на "напольный" метод содержания птицы. Внутри компании эта программа получила название "Назад к истокам". Кроме того, "новой" продукцией предприятия начали активно интересоваться крупнейшие латвийские торговые сети.

По словам Свирченкова, сегодня он уже и не знает, как теперь относиться к прошумевшему над Латвией урагану. С одной стороны, стихия поставила предприятие в безвыходную ситуацию. С другой — она же и показала путь выхода из кризиса: "Сегодня мы не только рассчитываем вернуть наши потери. Модернизировав и полностью перестроив наше производство, мы сможем занять абсолютно новую товарную нишу, предложив нашим покупателям новый, качественный продукт. Я оптимист,— говорит про себя Виктор Свирченков,— и знаю, что если даже в плохом поискать хорошее, то обязательно его найдешь!"

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!