Проделать неблизкий путь из Вецмилгрависа до нашей редакции эту пожилую женщину побудил материал "Звезда под открытым небом", опубликованный в нашей газете 29 ноября с. г.
— То, что я уже пережила и что, наверное, мне предстоит пережить, я не пожелала бы и врагу, — сказала она вашему корреспонденту. — Потому и пришла к вам, чтобы предупредить молодую артистку и ее семью: пусть будут осторожны! Напомним: в материале рассказывалось о суде, в ходе которого было принято решение выселить очередную семью из хозяйского дома в связи с грядущим капитальным ремонтом. Разумеется, без предоставления домовладельцем альтернативного жилья своим выселенцам.

Процесс, каких в последнее время проходит немало, имел один нюанс: речь шла о семье ведущей артистки Рижского театра русской драмы Вероники Плотниковой, талантливой актрисы, певицы, представлявшей Латвию полгода назад на международном фестивале "Новая волна". Надо сказать, что сама Ника всегда просила не упирать на это обстоятельство: дескать, ее творческая деятельность тут ни при чем. И что в жилищно–бытовом плане она ничем не отличается ни от своих соседей, ни от тысяч других людей, попавших в аналогичное положение. Однако у меня на этот счет было свое мнение. И по сей день я считаю, что одаренный человек, одним своим выступлением сработавший на образ Латвии в неменьшей степени, чем целый отряд чиновников и политиков, имеет право ждать от своей родины "взаимности". Что до семьи Плотниковых, то из услышанного на суде я поняла: максимум, на что они могут расcчитывать, — это социальное жилье. И то благодаря тому, что отец Ники является пенсионером. Как оказалось, в своем возмущении я была не одинока. Наглядным подтверждением этого стал визит в нашу редакцию пенсионерки Марии Суховой.

— Когда я прочитала в газете о решении суда в отношении семьи Плотниковых, я пришла в ужас, — рассказала пенсионерка. — Неужели этой семье предстоит испытать то, что выпало мне?

Я тоже выселенка, разве только не звезда. В середине ноября нынешнего года квартирная комиссия выделила мне (согласно очереди) комнату в социальном доме в Вецмилгрависе.

Правда, прежде чем выдать ключи для заселения, мне показали эту комнату. Каюсь: согласилась ее взять. Не от хорошей жизни — просто прикинула, что здесь все равно лучше, чем под открытым небом. А мне жить и в самом деле было негде.

Что сказать о моем "новоселье"? В комнате вся проводка оборвана, в фанерной двери (без ручки) — громадная дыра, про грязные обшарпанные стены и говорить нечего. (Кстати, мне сказали, что ремонт я — малоимущая 84–летняя пенсионерка — буду делать за свой счет и своими силами.) Окружение — под стать обстановке: по коридору шастают какие–то странные личности с пропитыми и избитыми физиономиями, уборщица, у которой я спросила, где здесь туалет, обругала меня матом… Неужели и семью молодой артистки Плотниковой ждет такой же кошмар?!

Присоединившись к вопросу г–жи Суховой, мы попросили ответить не него члена жилищной комиссии Рижской думы, депутата РД от ЗаПЧЕЛ Татьяну Емельянову.

— Сейчас, когда домовладельцы начали массово выселять своих жильцов либо по причине капремонта, либо из–за окончания срока договора найма, эта проблема стала как никогда актуальной. Поэтому наш коммунальный комитет внес поправки в "Обязывающие правила" (Sajstoљie noteikumi) № 27, которые на днях поддержал и социальный комитет. Если поправки будут приняты Рижской думой, то выселенцы из–за капремонта или в связи с окончанием договора найма войдут в категорию тех, кто имеет право на внеочередную помощь самоуправления.

Эти люди ни в чем не провинились — на них нет долгов, они не портили своего жилья. Многие прожили в квартирах, которые их сейчас вынуждают покинуть, всю жизнь или большую ее часть. Им, я считаю, надо предоставлять нормальное жилье с удобствами. Но существующие ныне правила нам этого не позволяют. Сейчас эти люди рассматриваются как "рядовые" выселенные очередники — со всеми вытекающими последствиями. А последствия таковы, что людям, которые не являются малоимущими инвалидами, освободившимися из мест заключения и т. п., мы по закону не имеем права вообще предоставлять ничего мало–мальски приличного! Только комнату в общежитии, с

Что касается конкретно Плотниковых, то в случае, если наши поправки будут в думе утверждены, эта семья сможет получить двухкомнатную квартиру с удобствами.

…На недоуменный вопрос "ВС", как можно разместить в двух, пусть и благоустроенных комнатах семью из четырех взрослых разнополых людей, г–жа Емельянова ответила, что в городе, как известно, с муниципальным жильем вообще туго. И что в данном случае совершенно не важно, кто претендует на него — правила одни для всех. Более того: огромное число рижан (многие из которых уже в преклонном возрасте) живут сегодня в очень тяжелых условиях, годами стоят на очереди на улучшение. Как сказать человеку, который всю жизнь простоял у станка или проработал где–то в школе, библиотеке и т. п., что его отодвигают только потому, что благоустроенная квартира нужнее молодой — пусть и сверхталантливой — актрисе?

— Впрочем, в любом правиле есть исключения, — оговорилась Т. Емельянова. — Во всяком случае прецеденты, когда самоуправление предоставляло "на особых условиях" жилье деятелям культуры, науки, искусства, уже бывали; правда, до сих пор они касались, насколько я помню, только представителей титульной нации. Но если общественность считает, что восходящая звезда латвийской русской сцены заслуживает лучших жилищных условий, то мы, в свою очередь, при принятии решения о предоставлении квартиры готовы это мнение учесть.

От редакции. Приняв закон, позволяющий домовладельцам выселять в никуда людей, на которых нет ни долгов, ни какой–то иной провинности, не предоставляя им при этом ни компенсации, ни какого–то альтернативного жилья, законодатель сам давно уже вывел этот вопрос из плоскости какой бы то ни было морали. Поэтому, не мудрствуя лукаво над "мильоном терзаний" нравственного толка, мы предлагаем нашим читателям — зрителям, коллегам, поклонникам таланта Ники Плотниковой — все–таки поддержать ее в этой непростой проблеме своими откликами. Ждем ваших писем с пометкой "Квартира для Ники", с тем чтобы впоследствии передать их в Рижскую думу. Наш адрес: Рига, ул. Мукусалас, 41, редакция газеты "Вести Сегодня".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!