Одно из природных богатств Латвии — торф, который экспортируется во многие страны мира. Правда, поговаривают, будто этот бизнес почти полностью перешел к иностранцам. Пример компании Андриса Ритениса Silu kudra доказывает, что местные предприниматели не только работают в данной сфере, но и наращивают объемы производства. Свое предприятие Ритенис основал более 10 лет назад совместно с партнерами из Германии. Сейчас он является единственным владельцем предприятия с миллионными оборотами. Ритенис активно инвестирует в развитие бизнеса и строит амбициозные планы.

Серия статей "Latvija var!" на портале Delfi посвящена предприимчивым людям в латвийском бизнесе, идеи которых превращаются в инновационные продукты, завоевывают экспортные рынки или сердца клиентов в Латвии. Проект создан всотрудничестве с DNB.

"Silu kudra" — это не предприятие по добыче болотного торфа. Компания закупает сыпучий материал и производит из него различные торфяные субстраты — смеси, которые, в основном, используются в садоводстве. По словам Ритениса, в субстрате можно сеять и сажать всевозможные растения. "Его используют садоводства, ведь это легкий и органический продукт. Растением может быть как семечко, так и пальма. Каждый год субстрат надо обновлять, пересаживать растение в больший горшок, использовать больше субстрата. В целом, к каждому растению можно добавлять необходимый субстрат", — говорит он.

Предприятие в 2006 году создали Ритенис и партнеры из германской компании "Stender AG". Тогда 50% долей капитала принадлежало Ритенису, а вторая половина — немцам. Но два года назад Ритенис за счет банковского займа в 300 000 евро полностью выкупил доли предприятия, став единственным его владельцем. В прошлом году оборот "Silu kudra" составил 2,2 млн. евро, а прибыль — более 33 000 евро. Также в прошлом году открыт новый упаковочный цех, где многие процессы автоматизированы, что ускоряет работу.

Foto: Kārlis Dambrāns, DELFI

Семья Ритенисов занимается торфяным бизнесом более 20 лет. Отцу Андриса принадлежит торфяное болото "Sīļi", где все более активно ведется добыча сырья. По подсчетам Андриса, работы на болоте хватит еще его внукам. От названия "Sīļi" и возникло "Silu kudra", без каких-либо "гарумзиме" и смягчений (так проще для иностранцев). При этом на логотипе все же оставили изображение сойки ("sīlis").

Немецких бизнесменов, которые участвовали в создании предприятия, Ритенис встретил на одной выставке. "Здесь (на нынешнем производстве) уже была маленькая упаковочная линия. Мы делали ее вместе с отцом, пытались продавать мешки по 250 литров в обычном виде как материал, не добавляя стоимость. Тогда "Stenders" выступил со своими идеями — добавить стоимость, делать готовый, профессиональный субстрат и продавать. Это для теплиц, парков, огородов. Нам понравилось. Почему нет?", — вспоминает предприниматель.

"Silu kudra" расположено в живописной местности в Энгурском крае. Территория на десятки гектаров, где расположено множество ангаров советских времен (когда-то там размещали военные летательные аппараты). Теперь тут находятся огромные агрегаты, которые, например, разделяют торф на фракции, готовят субстрат по особым рецептам, расфасовывают. Поблизости мы встречаем несколько собак, которые помогают сторожам охранять большую территорию. Сперва на гостей они смотрят настороженно, но по команде хозяина не приближаются.

Горы торфа разных цветов и консистенции. Чтобы определить качество торфа, руководителю достаточно всего лишь взять в руки горстку. Этот навык у него развился в течение многих лет работы в отрасли. Правда, после заключения договора с поставщиком Ритенис всегда приезжает на болото и лично осматривает место добычи.

Руководитель рассказывает, что для добытчиков и переработчиков важны погодные условия. Работы можно вести только в "сухое время". Так что, успехи компании во многом зависят от расположения природы. Сырье "Silu kudra" закупает, в основном, у добывающих предприятий в Латвии и Эстонии. Зато экспортируется товар не только в Европу, но и в Южную Америку и Турцию. А самая экзотичная страна, куда приходилось отправлять грузы, — Новая Зеландия. Ритенис на зарубежных рынках сотрудничает с брокерами, но не с конечным потребителем. Например, брокер из Венгрии поставляет продукцию "Silu kudra" также садоводствам Болгарии, Румынии и других близлежащих стран.

На турецком рынке продукция компании доступна уже три года. Чтобы прорваться в Турцию, понадобилось примерно столько же времени и сотни выпитых кружек чая, смеется Ритенис. В целом, на экспорт идет около 98% произведенного субстрата.

В прошлом году предприятие произвело 92 000 кубометров субстрата, а в этом году объем планируется существенно увеличить (до 120 000-150 000 м3). "Фабрика в нашей нише маленькая, но предложение продуктов огромное. Мы скачем от одного субстрата к другому, чтобы предложить клиенту то, в чем он нуждается", — говорит Ритенис, уточняя, что в ассортименте компании примерно 60 продуктов.

Foto: Kārlis Dambrāns, DELFI

Переработка торфа — узкая ниша, тут все друг друга знают и не скупятся на советы, если в этом есть нужда, говорит Ритенис. Например, один из переработчиков в свое время порекомендовал "Silu kudra" польского партнера, с которым у компании сейчас совместный цех.

Польское предприятие "Comeco" работает в новом цехе, который был открыт в начале года. Строительство ангара и улучшение инфраструктуры финансировало "Silu kudra". В свою очередь поляки вложились в покупку и установку оборудования. "Ему принадлежат доли. Это отдельное предприятие, которое здесь снимает помещения. Очень просто — он заботится об оборудовании, производстве. Я ему поставляю субстрат, материал. Он продает на своем рынке. У нас все поделено — я не лезу в его бизнес, но не лезет в мой. У него — Польша, Италия, у меня — Турция, Венгрия, остальное. У нас нет никаких подписанных бумаг. Есть слово мужчины и рукопожатие", — говорит Ритенис.

На европейском рынке у "Silu kudra" много сильных конкурентов, которые работают в отрасли годами. Поэтому Ритенис изучает азиатское направление. Он уже отправил несколько контейнеров в Китай и Корею, но объемы продаж в этих странах планируется заметно увеличить. Поэтому уже вскоре предприниматель отправится на выставки в этих странах.

Почему клиенты в Азии предпочитают торфяной субстрат? Ритенис объясняет, что одна из причин — легкость материала. Такой субстрат намного легче земли. К тому же, субстрат из латвийского торфа вдвое легче, чем смеси конкурентов, сделанные из темного торфа. "Мы живем в уникальном поясе, где есть светлый торфяной мох — сфагнум. Конечно, он есть и в России, немного в Беларуси и Польше, на севере Германии и в Канаде. В остальных странах торф — другой, темный, он тяжелый, расходы на транспорт увеличиваются", — рассказывает Ритенис.

Конкурентами "Silu kudra" являются не только другие переработчики торфа, но и производители каменной ваты и "сосо" торфа. Дело в том, что разводить растения можно и в этих материалах. В Евросоюзе торфяной субстрат поддерживают регулы ЕС, строго регламентирующие утилизацию каменной ваты, немного усложняя ее использование. "На островах Индии, которые поставляют больше всего "сосо" торфа, стали активно использовать его для отопления, когенерации. Поэтому конкуренция выравнивается", — говорит Ритенис.

Foto: Kārlis Dambrāns, DELFI

Одна из целей "Silu kudra" — тройное увеличение объема на рынке хобби, где товар попадает к клиентам супермаркетов, а не профессионалам. Сейчас до садоводов-любителей доходит лишь небольшая часть продукции (8-9%), но Ритенис хочет это изменить. Поэтому в открытом в прошлом году цехе субстрат запаковывают в маленькие мешки, которые гораздо привлекательнее для рынка хобби. Ритенис не планирует бороться за место на балтийском рынке хобби, который слишком маленький, а продвигаться на отдаленные рынки. По его словам, сети супермаркетов нередко предлагают очень сложные условия сотрудничества, поэтому сперва надо все хорошенько взвесить. С другой стороны, договоры с магазинами привлекательны, ведь моментально увеличивается оборот. "Если заполучить одну сеть, то скачок как минимум вдвое. Это не мелочь, там бывают большие скачки и спады", — говорит он.

Рынок хобби — не единственная цель. Ритенис хочет запустить производство новых продуктов, предложить клиентам также мульчу и субстрат органического торфа. На вопрос, не является ли торф сам по себе органическим материалом, Ритенис поясняет, что это так, но в субстрат добавляются неорганические минералы. Поэтому сейчас обдумываются способы, как использовать на "Silu kudra" органические минералы.

Планов и направлений развития у бизнесмена предостаточно. Но одним из главных вызовов он все-таки считает нестабильную латвийскую налоговую систему. Он уверен, что регулярное изменение налогов задерживает развитие, так как бизнесмены не могут считаться с грядущими расходами. "Стремясь все оптимизировать, мы разрушаем хорошие структуры", — говорит он. Поскольку добыча торфа — процесс длительный (одна только подготовка длится несколько лет), предприниматели в этой сфере должны ощущать стабильность и надежность.

В целом опыт руководства "Silu kudra" Ритенис считает увлекательным и полным испытаний. Готов ли он продать компанию? После некоторых раздумий Ритенис дает такой ответ: он об этом не думал, а вызовов у компании сейчас хватает.

Foto: Publicitātes attēli

Марек Гураускас, руководитель Управления средних предприятий DNB:

"Добыча и переработка торфа в последние годы превратилась в стремительно растущую отрасль. Широкие экспортные рынки не только в Европе, но и в экзотичных странах — уже не редкость. При этом все реже встречаются предприятия с местным капиталом, в этой сфере доминирует иностранный капитал. Предприятие не только растет и развивается, но и создает добавленную стоимость собственного продукта. Думая о предложении и расширении ассортимента, делается важный шаг для покорения новых рынков. С точки зрения конечного потребителя, диверсификация дает новые возможности, но одновременно и новые вызовы.

Несомненно, добыча и переработка торфа очень зависит от погодных условий, что может повлиять на процессы предприятия. Поэтому надо всегда быть готовыми к сюрпризам. "Silu kudra" прошло различные циклы и сумело приспособиться и найти свой способ, как защититься от рисков. Что касается типичных нужд таких компаний в сотрудничестве с банком, это закупка в лизинг специфической техники, оборотные средства, а также финансирование производства и линии по переработке. Как уже было сказано, чтобы сделать процессы более эффективными и увеличить объемы, работа должна быть согласованной и предельно автоматизированной.

Что же важно учесть для успешного развития этих и многих других предприятий? На самом деле, очевидные вещи — стабильность и предсказуемость в вопросах налогов, чтобы бизнесмен, думая о развитии, мог точно считаться с тем, что его ждет. Поскольку дискуссии по этой теме случались уже не раз, надеюсь, к этому отнесутся с уважением, и в будущем у нас будет намного больше стремительно растущих предприятий, таких, как "Silu kudra"."

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!