В конце прошлой недели в Риге состоялась международная конференция East-West network, в которой участвовали депутаты левых фракций Европейского парламента и представители негосударственных организаций европейских стран. На конференции обсуждались три основных темы — занятость, экология и права человека.
Жертвы и разрушения погони за Америкой

Инициаторами идеи подобной конференции являются левые и "зеленые" партии Северных стран, и в этом году она проводилась уже в четвертый раз. Первые две конференции прошли в Польше, а в прошлогодняя состоялась в Эстонии. По инициативе депутата Европарламента от Латвии Татьяны Жданок, также входившей во фракцию "зеленых" — Европейского свободного альянса ЕС, и благодаря большой подготовительной работе, проведенной активистами политического объединения "ЗаПЧЕЛ", рижская конференция оказалась представительной по числу участников и серьезной по дискутируемым темам.

Первым с программным докладом на тему занятости и экономических "ножниц" Европы выступил депутат Европарламента от Германии Хельмут Марков. В целом похвалив амбиции ЕС "догнать и перегнать Америку" и стать экономическим мировым лидером, господин Марков принялся анализировать возможные последствия неолиберальных веяний. Он указал на неуклонный рост числа безработных, которое в странах ЕС уже достигло 23 миллионов. По словам депутата ЕП, в условиях подобного "капиталистического соревнования" в странах Европы наметилась тенденция того, что рост и желаемый результат достигаются именно снижением заработных плат и сокращением рабочих мест.

Немало критики досталось и так называемой "лиссабонской стратегии", которая поощряет конкуренцию между странами ЕС, что опять-таки отрицательно сказывается на решении социальных вопросов. В сложившейся ситуации работодатель уже не заинтересован инвестировать в создание новых рабочих мест, а работает по формуле, как увеличить прибыль в три раза, при этом сократив количество работников на производстве. Самый вероятный и самый пессимистический сценарий подобной гонки господин Марков даже побоялся предсказывать, но догадаться об этом нетрудно.

Станет ли Балтика "мертвым" морем

Крайне минорными, крайне интересными и звучащими словно из другого времени и другого мира представлялись мысли депутата Европарламента из Щвеции Йонаса Сьедстеда. Он говорил о Балтийском море, на берегах которого проживают около 85 миллионов людей и обмен воды в котором занимает около 35 лет. Загрязняется же эта вода намного быстрее, и список самых опасных веществ возглавляют оксиды азота и фосфат.

И если в вопросах занятости ситуацию еще можно поправить, то, по словам Сьедстеда, в Балтийском море она уже скоро может стать необратимой. Ведь при том, что оно является особо уязвимым для судоходства, по нему прокладываются все новые танкерские маршруты. И если в рамках Европейского союза этот вопрос еще как-то можно было попробовать решить директивно, то как быть с Санкт-Петербургом? Город по-прежнему выбрасывает в море огромное количество сточных вод, и пока Евросоюз проявляет готовность финансировать там строительство очистных сооружений, российское правительство вкладывает огромные деньги в строительство новых нефтетерминалов в Приморске.

Последней каплей в чаше Балтийского моря, согласно словам шведского депутата-эколога, могут стать масштабные разведывательные работы о запасах нефти. В этом случае, как, впрочем, и во всех остальных, может быть, мы с вами и не сразу умрем, но о рыболовстве и о купании в море можно забыть напрочь. Интересно было бы услышать, что на эту тему думают нефтетрейдеры, владельцы судоходных компаний и прочие хозяева нынешней жизни.

Такой "сервис" нам не нужен

Ведущей дискуссии по вопросам занятости была депутат Европарламента от Латвии Татьяна Жданок. Она согласилась поделиться своими впечатлениями об этом вопросе и о конференции в целом.

- Поясните вкратце, что это за "сервисная директива", которую критиковали участники конференции?

- Смысл директивы — разрешить фирмам по оказанию услуг из стран ЕС работать в любой другой стране содружества, руководствуясь трудовым законодательством своей страны. Собственно эта директива и породила нарицательный образ "польского слесаря". Директива встретила большое сопротивление, и ее внедрение было заморожено. В январе Европарламент приступит к ее рассмотрению повторно.

- Какова позиция Латвии по этой директиве?

- Для обсуждения этого вопроса министр экономики Кришьянис Кариньш пригласил к себе латвийских депутатов Европарламента и представителей других министерств, в частности, Министерства здравоохранения. Министр экономики и министр здравоохранения имели в этом вопросе противоположные взгляды.

- ???

- Министерство экономики предложение полностью поддержало. Оно считает его выгодным для Латвии хотя бы потому, что нынешняя утечка рабочей силы из страны не приносит в бюджет поступления в виде налогов, а если в другой европейской стране будет работать латвийская фирма, то уплачиваемые ею налоги пойдут в наш бюджет. Министерство здравоохранения считает, что деятельность врачей является нечто большим, чем обыкновенной услугой, и что не следует ее сравнивать с услугой, например, автосервиса. Тут может возникнуть вопросы социального характера, связанные с медицинским страхованием, полисами и прочими тонкостями, которые в разных странах ЕС сильно различаются.

- Считаете ли вы директиву прогрессивной по отношению к другим услугам?

- Она имеет и другие недостатки, которые в своем докладе упомянул евродепутат Хельмут Марков. По его словам, в случае принятия директивы любая страна теоретически должна быть готова к ситуации, что на ее территории будут работать фирмы из 24 других стран ЕС. При этом, если у работника фирмы возникнут претензии к работодателю и дело дойдет до суда, то иск должен будет рассматривать суд той страны, где фирма работает. Теперь представьте дополнительную нагрузку на судей, которые должны будут свободно ориентироваться в трудовом законодательстве 25 стран.

- Но, в крайнем случае, есть суд ЕС, куда, к слову, обратились латвийские строители, обиженные шведскими профсоюзами?

- Шведские участники конференции в дискуссии упомянули этот случай, непосредственно касающийся сервисной директивы. От исхода процесса многое зависит. Во-первых, шведские профсоюзы в течение долгого времени завоевывали нынешнее положение, при котором отношения работодателя и работника меньше регламентирует закон, а больше — коллективный договор. Если они в Европейском суде проиграют, это будет означать сдачу завоеванных позиций. Если выиграют, это будет еще один крест на директиве.

- Означает ли это, что и объединение "ЗаПЧЕЛ", и левые партии Европарламента выступает против директивы?

- Мы против внедрения директивы в том виде, в котором она задумана. Но это не означает, что мы выступаем против свободного передвижения рабочей силы. Наоборот, мы за то, чтобы люди могли работать там, где они найдут устраивающую их потребности работу. Но при этом везде должны быть жесткие и одинаковые механизмы защиты работающих.

- Может, самим работающим они и не нужны?

- Ко мне недавно обратился человек, получивший тяжелую травму, работая на стройке в Германии. Он выжил, но остался инвалидом. Выяснилось, что максимум, на что он сегодня может претендовать в Латвии, — это небольшое социальное пособие. Условия его пребывания в Германии во время работы не позволяют рассчитывать на большее.

Латвийская фирма, вербовавшая строителей в Германию, оформляла работающих так, будто они находятся в командировке. Жалование они получали в виде командировочных и не имели никаких страховых гарантий ни от немецкого государства, ни от фирмы, которая и вовсе оказалась зарегистрирована в офшорной зоне. Он прошел все судебные инстанции и все проиграл.

- Какие еще вопросы обсуждались в рабочей группе по занятости?

- Представителей из Швеции очень удивили положения в латвийском законодательстве, ограничивающие проведение забастовок. Наш закон приравнивает организаторов забастовок чуть ли не к врагами государства. Особенно строго закон ограничивает забастовки железнодорожников, которые в других странах Европы бастуют даже чаще других. В схожей ситуации с нами находятся только жители Словакии. Там тоже торжествует абсолютный либерализм, считается, что частное — это хорошо, а государственное — это плохо, и рабочие лишены возможности отстаивать свои интересы посредством забастовки.

- Какой результат конференция дала, в частности, для Латвии?

- Первое — участники подготовили совместную петицию в Европарламент и обращение в Международную конфедерацию труда, в которых обратили внимание на ущемление прав рабочих в латвийском Законе о забастовках.

Второе — принято решение вопросы, поднятые в докладе представителя Латвийского Зеленого креста Артурса Плотниекса о захоронении химического оружия в Балтийском море обсудить на семинаре в Европарламенте.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!