В Рижской думе очередной скандал: налево ушли деньги, предназначенные на восстановление памятника Воинам-Освободителям. 48 тысяч латов.
Что такая немалая сумма вообще выделена, выяснилось совершенно случайно: на бюджетной комиссии депутат Иван Иванов поинтересовался, почему на будущий год ни сантима не предназначено на благоустройство памятника Воинам-Освободителям. "Да вы что!? — ошарашили его. — Работы проведены. Мы 50 тысяч на это дело не пожалели". У депутата, который чуть ли не ежедневно проезжает мимо памятника, волосы дыбом и в свою очередь вопрос: "Да вы что?! Какие работы?!"

Выяснилось следующее. Деньги втихую были спущены в департамент среды. Там на скорую руку провели ценовой опрос и определили победителя — фирму Яниса Зариньша Balsts-R. Комиссию по проведению ценового опроса возглавил и. о. директора департамента среды Улдис Петревиц, а в составе комиссии был главный садовник города Юрис Лиепа. В октябре утвердили смету фирмы-победителя, а в ноябре уже приняли указанные работы. На документе очень неразборчиво стоит подпись чиновника, который принимал их. Но зато разборчиво написано, что "указанные в акте объемы работ соответствуют фактически выполненным". Итак, объем выполненных работ соответствует смете — 48 тысяч 514 лата и 47 сантимов. Как видите, быстро освоили средства. Так на что же ушли деньги?

Согласно акту, на площади возле памятника было уложено 770 квадратных метров брусчатки; 420 квадратных метров бетонных плит; новая анодированная жесть; очищен цоколь и заделаны швы, отремонтировано 26 урн и установлено 5 новых, восстановлены скамейки и решетки на водосливных люках, восстановлено декоративное освещение. Это, повторю, согласно акту.

– Мне приходилось видеть приписки, но чтобы такие фантастические!.. — негодует президент военно-исторического общества "Мемориал" Петр Евмененко, чья организация еще накануне Дня Победы на деньги посольства России проводила работы по восстановлению и благоустройству памятника. — Это мы укладывали брусчатку, плиты. На "Руссо-Балте" заказывали новые решетки для канализации, покрывали их грунтовкой. Пенотексом покрасили скамейки. А все то, что в смете, — чистая липа. Я каждый камень знаю на этом объекте. Действительно, нам не хватило брусчатки, чтобы выложить 449 квадратных метров на верхней террасе. Но там и сейчас нет никакой брусчатки.

Так что же делали победители ценового опроса? По словам Евмененко, уложили около 50 плит, покрасили скамейки и водосливные решетки. Вот и все. Такая работа стоит не более одной тысячи латов. Но не в 50 раз больше! По оценкам председателя Союза поисковых отрядов Анатолия Уртаева — организации, которая многие годы занимается восстановлением памятника в парке Победы, даже чисто физически все указанные в акте работы за месяц выполнить невозможно. А если и делать, то при наличии не менее сотни рабочих. От Balsts-R хорошо, если работало человек 10.

В акте указаны непонятные "сверхрасходы" — в размере 4 571 лата 9 сантимов. Но самое главное — зарплата. Вот тут лучше сядьте, если еще стоите. На нее положили ни много ни мало — 24 тысячи 399 латов 15 сантимов.

– За реальные работы по благоустройству монумента мы платим 60-70 латов в месяц, — комментирует Уртаев. — Здесь же выходит — около 2 латов в час, или 16 — за 8 часов. Значит, за 20 дней рабочий, который красит водосливные решетки, получает 320 латов. Скажите, кто такой щедрый?! Balsts-R? Завтра к ее дверям приедет пол-Риги. И еще. Сколько же человек должно было работать у памятника Освободителям при общей сумме более 24 тысяч латов? Около 80! На покраске решеток!?

Уртаев и Евмененко еще летом подготовили реальную смету продолжения работ. Она включала два основных момента — оснащение внутренних помещений мемориала электричеством и их ремонт. На эти 50 тысяч можно было бы открыть несколько помещений в самом мемориале: музей, концертный зал для ветеранов, спортивный зал. Однако эта смета до думских структур не дошла. Зато была слеплена другая, под которую и дали деньги.

"ВР" неоднократно писала о результатах ценовых опросов, проворачиваемых в департаменте среды, однако до сих пор один из главных организаторов их — главный садовник города Юрис Лиепа не получил даже замечания. Глава комитета среды Валдис Калнозолс, который должен контролировать работу департамента среды, не знал ничего о ценовом опросе по благоустройству памятника Воинам-Освободителям. Что ставит под вопрос его профессиональную компетентность. Странным образом в ценовом опросе не участвовал Союз поисковых отрядов Латвии, который знает "каждый камень на объекте" и предприятие Rigas darzi un parki, которому по статусу положено заниматься благоустройством парков.

И последнее. Впервые за все годы Рижская дума выделила 50 тысяч латов на восстановительные работы памятника, который свят для каждого, кто говорит на русском языке. Кто ответит за то, что эти деньги просто… как бы это сказать помягче… "потрачены непонятно на что"?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!