Нынешняя Рижская дума запомнится тем, что в адрес ее работы еще за долго до завершения традиционных ста дней моратория на критику было высказано очень много нелестных слов. На вопросы о том, почему работа его преемника не заладилась, отвечает думский депутат от оппозиции и бывший градоначальник Гундарс Боярс.
- Что мешает думе в течение более трех месяцев начать конструктивную работу?

- В первую очередь постулаты, которые правящая партия "Новое время" взяла в основу своей деятельности. А именно переоценить и раскритиковать все, сделанное своими предшественниками, а самим стараться делать как можно меньше — по принципу "кто ничего не делает, тот не ошибается".

Может, в политической деятельности этот принцип иногда и неплох, но вряд ли он может принести успех в хозяйственной работе?

Именно в этом кроется вся беда. Нынешнее руководство думы до сих пор не определило и вряд ли в ближайшее время определит, чем именно дума должна заниматься и какие бюджетные приоритеты развивать. И это несмотря на крайне неблагоприятные перспективы на будущее.

- Что именно вы имеете в виду?

- Например факт, что в следующем году вырастут тарифы на газ. Наряду с ростом стоимости других энергоносителей это приведет к неизбежному повышению тарифов во многих важных отраслей, которые находятся в ведении города. За предыдущие четыре года нам удалось сдерживать повышение коммунальных тарифов, компенсируя рост цен на энергоносители с помощью разных социальных программ и дотаций. Но это требует очень большой работы. Процедура утверждения бюджета является достаточно долгой. Чтобы к Рождеству его принять, уже в августе с заявками и поправками с целью определить приоритеты должны работать думские департаменты.

Сегодня же эти предложения не рассматривались даже на уровне комитетов, вообще не рассматривались ни на каком уровне. Складывается впечатление, что в правящей коалиции никого даже не интересует, скажем, вопрос о том, будет ли малообеспеченным слоям населения компенсирован рост этих тарифов, а если будет, то каким образом.

То же самое касается общественного транспорта. Повышение цен на горючее неизбежно удорожает эксплуатацию общественного транспорта. Пока никто в думе не думал, как это отразится, например, на стоимость проезда. Но согласование любых изменений с Общественным регулятором также является сложной и долгой процедурой. Потому в первую очередь дума должна принять принципиальное решение, будет ли проводимая ею политика строго правой или же левоцентристской с социальным уклоном. И честно сказать о своем решении избирателю.

- Для этого и существует оппозиция, чтобы постоянно напоминать правящей коалиции о нерешенных вопросах.

- Мы это делаем постоянно, но на наши напоминания никто не реагирует. Коалиция занята другим — поголовной кадровой заменой на руководящих должностях и подготовкой проекта постановления о повышении зарплат руководителям.

- Ваши преемники упрекают вас в раздувании штатов в думе и запутывании ее работы. Вы принимаете это обвинение?

- Эти обвинения голословны, потому что никто ничего не может сказать конкретно. Я сам из бизнеса, умею организовать работу и знаю, что один человек в поле не воин. Есть необходимость в нормальной команде. В думе же уместно говорить не о раздувании, а о неукомплектованности штатов. Скажем, в юридическое управление. Там оклад руководителя составляет 700 латов в месяц, что в ситуации, когда тарифы на юридические консультации достигают 30-50 латов в час, является слабой мотивацией.

- Нынешняя дума так же упрекает вас в отсутствии плана развития Рижского свободного порта.

- Эти громкие обвинения звучат из уст тех самих политических сил, которые в составе правительства не так давно блокировали принятие того самого плана развития. Потому это полная демагогия. Посмотрим, что они сами примут. Я не удивлюсь, если в ближайшее время с большим восхищением будет принят все тот же, разработанный предыдущим созывом, план.

- На что вы расчитываете, требуя через суд вашего восстановления в правлении порта?

- Именно на восстановление и рассчитываю. Любое увольнение должно быть обоснованно, и я не вижу аргументов, почему я не мог бы представлять в правлении порта Рижскую думу. В отличие от большинства членов нового правления я с 1992 году работал в бизнесе логистики и знаком с ним не понаслышке. Это сфера очень сложная и не терпит дилетантского подхода — в любом передвижении груза через Латвию участвуют до 30 государственных, частных и международных юридических и физических лиц.

- Как вы оцениваете неоднократные попытки нынешней коалиции сменить руководства порта?

- Управляющий порта Логинов очень сложный и упрямый человек. Но факт его избрания вице-президентом международной организации World Ports говорит о высокой квалификации и международном авторитете господина Логинова. Может, будучи профессиональным моряком, он недостаточно много внимания уделял другим проектам, развивающим на территории порта производства с высокой добавочной стоимостью. Но это не аргумент, чтобы его увольнять.

- Какая основная причина отсутствия преемственности власти между предыдущим и нынешним составами Рижской думы?

- Нынешний состав очень политизирован. Члены правящей коалиции друг друга на дух не переносят и с подозрением смотрят на каждый шаг своих партнеров. Прежде мы работали по другому принципу, для нас была важна сама работа и те задачи, которые мы ставили перед собой и перед рижанами. Хозяйственные вопросы для нас были превыше политических. Потому в составе предыдущей думы представители оппозиции руководили целыми отраслями.

Например, представитель "ТБ"/ДННЛ руководил социальной службой, а Агнис Калнказиньш из Народной партии руководил муниципальным предприятием Dārzi un parki. Таких примеров можно привести много. Нынешняя дума полностью отказалась от такой практики. Партия "Новое время" полностью взяла на себя руководство, ее партнеры по коалиции в этом никак не способствуют, а консультироваться с нами они боятся, потому что тогда теряются аргументы, с которыми они пришли, — что все плохо и все надо пересмотреть.

- К прочим обвинениям в ваш адрес еще необходимо добавить обвинение о срыве работы комитета среды.

- Так именно сами представители коалиции не приходят на заседания и срывают кворум в этом комитете. То, что Аксенокс отстраняется от решения этой проблемы, недопустимо для мэра. Он же перекладывает ответственность на других, в этом случае на оппозицию. В возникшей ситуации он сам должен созвать заседание комитета. Но тут дело в другом — так как представители партий Рубикса и Журавлева являются полноправными членами коалиции, господин Аксенокс их прикрывает и защищает.

- Во время предыдущего созыва думы образовалось тесное экономическое сотрудничество между Ригой и Москвой. Похоже, что дальнейшее ее развитие не входит в планы нынешней думы.

- Это не единственная возможность, которая сегодня может быть упущена. Во время работы предыдущего созыва думы Рига вышла на международный уровень. Избрание меня вице-президентом Балтийской ассоциации городов не было случайным. Я тогда считал и сейчас продолжаю считать, что наши представители должны присутствовать везде, где принимаются важные решения. Кроме того, не следует забывать, про наш огромный потенциал на Востоке, который так важен для Европы. Это наши отношения с Москвой, Киевом, Ташкентом, Астаной, Пекином.

Именно во время работы предыдущего созыва нами были подписаны соглашения о сотрудничестве с Пекином и с Ташкентом. Рига сегодня является самым крупным портом Узбекистана. Политики и пресса часто спекулируют понятиями прозападной и провосточной ориентации. У нас была мировая ориентация, и мы вышли на мировой уровень. Если на конференции мэров городов мира мэру Риги предоставляли слово четвертому — после выступлений мэров города-организатора, Лондона и Парижа, это о чем-то говорит. Сегодня существует большая угроза все это потерять.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!