Почти год назад премьер-министр Эстонии Андрус Ансип произнес фразу, которая во многом объясняет мотивацию его последующих действий: "Чем раньше напряжение достигнет своей кульминации, тем быстрее наступит спокойное время".
Это был ответ Ансипа на предупреждения, что демонтаж Бронзового солдата неизбежно вызовет рост напряженности в стране. Из этого можно сделать вывод, что глава правительства вполне осознанно шел на конфликт, который за несколько черных апрельских дней расколол страну.

С самого начала Андрус Ансип лгал и извивался, стараясь осуществить свои тайные планы чужими руками. Поначалу он объявил, что решение о демонтаже Бронзового солдата должны принимать городские власти Таллина. Уж очень хотелось Ансипу сбагрить грязную работу на третьих лиц, а самому умыть руки. И потому он жутко разозлился, когда руководители таллинской мэрии заговорили о необходимости общественного согласия по этому весьма взрывоопасному вопросу.

Предыдущий президент Эстонии Арнольд Рюйтель предложил Ансипу создать специальную комиссию, которая всесторонне обсудила бы проблематику Бронзового солдата и путем компромисса пришла к приемлемому для всех решению. Ансип согласился с созданием комиссии и даже пообещал назначить в нее представителя правительства.

Но, как оказалось, и тут премьер-министр солгал. Лицемерно заявляя о необходимости поиска "возможно широкого консенсуса в обществе" по Бронзовому солдату, он в то же время весьма скептично высказывался в отношении возможностей общественности: "Эти круглые столы могут создавать те, кто в них очень верит. А я верю, прежде всего, в двусторонние встречи с лидерами общественного мнения, верю в подготовку технических планов (по демонтажу Бронзового солдата) и особо не верю в круглые столы и всевозможные комиссии".

Очередная ложь, на этот раз по поводу "веры в лидеров общественного мнения". Весьма авторитетный среди эстонцев человек, профессор Таллиннского университета Рейн Вейдеманн, еще полгода назад публично предостерегал, что неадекватное решение вопроса с Бронзовым солдатом нанесет сильный удар по стабильности эстонского общества: "Нам (эстонцам) нельзя беспрестанно вытеснять русских из своего общества, они являются частью эстонского общества. Мы не можем выходить с такой политикой, что ассимилируем их и проблема решена".

Фонд общественного согласия, существовавший при президенте Рюйтеле, выразил готовность созвать представительный общественный форум с целью поиска взаимоприемлемого решения по Бронзовому солдату. Ансипа попросили дать конкретные разъяснения, что он, как премьер-министр, ждет от этого форума. Но разъяснений не последовало, потому что Ансипу не нужно было никакое общественное согласие. Он уже давно сам все за всех решил.

Надругавшись над чувствами значительной части населения Эстонии, Андрус Ансип, возможно, и удовлетворил свое личное тщеславие. Победа на прошедших парламентских выборах явно вскружила ему голову. А упоение властью, как известно, нередко приводит к совершению неадекватных поступков.

Итог известен: односторонние решения Андруса Ансипа породили самый серьезный кризис в современной истории Эстонии, которая уже никогда не будет такой, какой она была до 26 апреля 2007 года.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!