Вчера на комиссии сейма по иностранным делам прошли настоящие "слушания по белорусскому вопросу". Представитель ОБСЕ на выборах и референдуме в Беларуси Оскарс Кастенс и ваш автор, побывавший в той же стране по приглашению главы Национального собрания г–на Попова, представили альтернативные взгляды на само голосование и на политическую ситуацию в Республике Беларусь.
"Мы были упакованы информацией", — сказал О. Кастенс о том, как с ним "работали" представители ОБСЕ и белорусской оппозиции. "Я полностью согласен с мнением, что выборы не соответствуют принципам ОБСЕ. 90% материалов в СМИ были пропрезидентскими. Референдум по продлению полномочий Лукашенко затмил парламентские выборы. Половине кандидатов было отказано в регистрации, только 7 человек смогли восстановиться через Верховный суд".

При этом представитель Первой партии признал, что только 60% наблюдателей ОБСЕ "оценили выборы как плохие", а наблюдатели из СНГ имели иную позицию. "Мы могли передвигаться по избирательному участку, где проводили наблюдение, хотя имелся двухметровый "санитарный кордон", за который мы не могли заходить". Как выяснилось, особое внимание О. Кастенс проявил к участку, где баллотировался главный антипрезидентский деятель г–н Лебедько. По оценке латвийского депутата, тамошние кандидаты показали примерно равный результат, поэтому будут перевыборы. Интересно, неужели такая "авторитарная" власть, которая приписывается Лукашенко, не могла потопить своего главного критика?!

— Атмосфера была угнетающей. Было много милиционеров в форме, похожей на старую советскую, — отметил г–н Кастенс, но оговорился, что критики Латвии на нарушение ею прав человека в Белоруссии он не слышал.

Зампред комиссии Леополдс Озолиньш особо интересовался: можно ли считать белорусские порядки "тоталитарным коммунизмом", с которым он ведет непримиримую борьбу? Г–н Кастенс сообщил, что в Белоруссии есть компартия, даже две, но ни одна из них не правящая и даже не сравнима по влиянию с КПРФ. Что же касается Александра Лукашенко, то "его нельзя однозначно считать коммунистом, это авторитарный и эластичный руководитель, который за год–два может стать белорусским националистом".

— Не потеряет ли Латвия 30% транзита из–за своей политической линии? — засомневался Айгарс Петерсонс (Jaunais laiks). "Нас разжигают со стороны отдельных иностранных посольств, чтобы повернуть от нас транзитные потоки", — согласился с этим Л. Озолиньш. "Надо искать золотую середину, — считает О. Кастенс, — С одной стороны, мы не можем закрывать глаза из–за нашего экономического блага. Но есть сто один путь, как мы можем работать с Белоруссией. Надо поддерживать образование, спорт, чем больше будет неформальных связей, тем лучше будет Белоруссии и Латвии. Надо помогать белорусам воспитывать европейскую элиту".

Председатель комиссии по иностранным делам Александрс Кирштейнс предположил возможное сходство Александра Лукашенко и Карлиса Улманиса, а также высказал версию, что президент Белоруссии "не дает российским олигархам провести приватизацию экономики "за бутерброды" — и это вменяется ему в смертный грех" (ваш автор заметил, что прежде всего в Беларуси не допускается грабительская приватизация, вне зависимости от страны происхождения капитала!). "Это не империалистическое государство, — продолжил А. Кирштейнс. — Чем они хуже убийственных режимов, которым мы пожимаем руку? Нам не нужно бежать по первому свистку, куда нам укажут". В целом позиция парламентариев–международников по Беларуси оказалась нейтральной. "Они находятся по развитию на середине девяностых годов", — считает Оскарс Кастенс. И привел слова одного милиционера, сделавшего замечание сеймовской машине, раскатывавшей по Минску: "Вы в своей ЛИТВЕ можете ездить как хотите, а тут наши правила". Наверное, это относится и к политическому процессу!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!