Многотысячные демонстрации рабочих и служащих на улицах Парижа или Рима, общегосударственные забастовки — обыденное явление для стран Западной Европы. У нас же все тихо и спокойно, хотя наши трудящиеся и получают зарплату, несопоставимую с европейской.
К примеру, на молочном комбинате Valio в Финляндии средний заработок рабочего составляет около 1,5 тысячи евро в месяц. Да и рабочий день там строго нормирован, никто не сможет заставить сотрудника бесплатно трудиться сверхурочно. Но не надо думать, что тамошние предприниматели гораздо более человеколюбивы, чем наши. Просто в этих странах сильные профсоюзы и наемные работники знают, как отстаивать свои права. Но и в нашей стране тоже есть 25 отраслевых профсоюзов, которые объединены в Латвийский союз свободных профсоюзов. В его составе около 180 тысяч человек, или каждый шестой работающий. С председателем союза Петерисом Кригерисом беседует корреспондент "Вести Сегодня".

— Подходит к концу 2003 год. Пора подводить итоги. Что могут поставить себе в заслугу профсоюзные лидеры, как они отстаивали права трудящихся?

— Это был довольно–таки напряженный год, когда к власти пришло новое правительство во главе с Эйнаром Репше со своими принципами и идеями. И нам, в свою очередь, пришлось пытаться найти с ними взаимопонимание, так же, как и с Конфедерацией работодателей. С последними подписан протокол о намерениях, который предполагает совместное участие в разработке нового генерального соглашения о принципах социального партнерства. Предыдущее действует с 1996 года. Однако в следующем году Латвия вступает в ЕС, и ситуация на рынке труда кардинальным образом изменяется. Ведутся переговоры и с правительством. Надеемся и с ним подписать соответствующее соглашение.

— А какие были проведены конкретные акции, которые помогли конкретным людям?

— Это в первую очередь действия Латвийского профсоюза работников образования и науки. Он является одной из самых многочисленных организаций (в ней состоит около 50 тысяч человек), входящих в наш союз. Профсоюз в течение всего этого года, так же как и минувшего, последовательно боролся за повышение зарплаты учителям. Они добились того, что предыдущее правительство разработало соответствующий график выплат. Но пришли новые министры и отказались от обещаний своих предшественников. Однако профсоюз все–таки настоял на том, чтобы график остался в силе, и учителя получили прибавку к зарплате.

Активно борется за права своих членов и Латвийский профсоюз работников здравоохранения и социальных работников. Они тоже боролись за повышение зарплаты медсестрам и фельдшерам. Были и забастовки, переговоры. Но они ни к чему не привели, так как чиновники Министерства благосостояния сейчас отказываются рассматривать даже те вопросы, по которым стороны вроде бы договорились.

Cвои социальные конфликты были и у моряков торгового флота. Самой нашумевшей была забастовка на корабле "Таганрог", когда люди отказались выходить в море и потребовали повышения зарплаты. Целенаправленно работал со своим работодателем и Министерством сообщения и Латвийский профсоюз железнодорожников, добиваясь сохранения дотаций на пассажирские перевозки. Весь 2003 год вел переговоры с руководством Lattelekom Латвийский профсоюз работников связи, вырабатывая новый коллективный договор. У сторон были очень большие разногласия, ведь работодатель планировал уволить около трети своих сотрудников. И в ходе переговоров обсуждалась кандидатура каждого попавшего под сокращение работника, который является членом профсоюза. Можно его оставить либо отправить на курсы переквалификации, или Lattelekom выплатит достаточно солидное выходное пособие. Поэтому процесс сокращения у связистов и проходит достаточно безболезненно.

— Но почему же одни профсоюзы более заметны, а другие находятся в тени?

— Профорганизации могут что–либо сделать только тогда, когда они достаточно мощные и многолюдные. Поэтому объединяться лучше всего на крупном предприятии. Руководители VAS Latvenergo знают, что в профсоюзе "Энергия", который и базируется в основном на этом предприятии, около 7 тысяч членов. Если они все выйдут на забастовку, вся энергетическая отрасль будет парализована.

— Однако основу материального производства и сферы услуг составляют все–таки мелкие и средние предприятия, где работает до 50 человек. А там каждый работник, вступивший в профсоюз, моментально оказывается под угрозой увольнения. Но именно в этой сфере люди эксплуатируются наиболее жестоко. Как же охвачены профсоюзным движением мелкое и среднее производство и торговля?

— Конечно, в мелких фирмах с профсоюзной деятельностью есть свои сложности. Ведь на 75% всех зарегистрированных в стране предприятий работает не более 9 человек. В основном это семейные фирмы, в которых все конфликты разрешаются без привлечения посторонних. Зато на 20% зарегистрированных фирм работают уже десятки человек, и здесь уже можно говорить о создании профорганизаций. Однако люди в нашей стране очень запуганы. И мы знаем, в особенности в сфере торговли, как работодатели преследуют сотрудников, решивших вступить в профсоюз. Хотя их права защищает закон о профсоюзах, к примеру, положение, запрещающее увольнение члена профсоюза без согласования с профорганизацией. Причем ему вовсе необязательно сообщать работодателю о своем членстве. Человек работает, платит профсоюзные взносы (это 1% от заработной платы), но только в случае увольнения по закону у него обязаны спросить о принадлежности к профсоюзу.

— Может ли к вам обратиться человек за помощью или вы обязательно прежде всего потребуете у него профсоюзный билет?

— В Латвии, как и в Европе, профсоюзы работают в интересах всех трудящихся. Это касается в первую очередь массовых акций. Но индивидуально мы помогаем только членам профсоюза. А то часто бывает, когда люди действуют по принципу "моя хата с краю". Но только когда у них возникают проблемы, они избавляются от страха. И тогда им, естественно, говорят, мол, продолжай решать свои проблемы самостоятельно. Есть же адвокатские конторы. Мы же очень часто защищаем своих людей в суде, оказываем им юридические консультации, нанимаем адвокатов. К тому же на предприятиях, где организованы профсоюзные организации, всегда заключаются коллективные договоры.

Но главное — трудящиеся должны знать, что только они сами, объединившись, смогут защитить свои права по примеру европейских стран. Чуточку видоизмененный призыв "Пролетарии всей страны, объединяйтесь!" по–прежнему актуален.

— Спасибо за беседу.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!