Руководитель латвийского отделения американской правозащитной организации Union of consuls и консультант известной фирмы Nelda (сеть супермаркетов) Майкл Аврутин давно живет на два дома — во Флориде и в Риге. И в этом смысле он почти идеальный эксперт. С одной стороны, он американский подданный, а с другой — уроженец Латвии, занимается здесь бизнесом.
Поэтому его взгляд на происходящее в Латвии, на жизнь двух общин крайне интересен. Г–н Аврутин согласился поделиться с "Вести Сегодня" своими наблюдениями о ситуации в нашей стране накануне выборов.

— Я, наверное, удивлю читателей вашей авторитетной газеты, но, на мой взгляд, Латвия еще не готова к вступлению в ЕС. И чтобы ни говорили накануне выборов "европартии", вашей стране еще необходимо пройти очень длительный путь интеграции. Сколько это займет времени, пока трудно сказать. Может, пять, а может, и все десять лет. Каждый житель Латвии должен отдавать себе отчет, что ЕС — это своего рода клуб. И как и в каждом клубе, в ЕС есть не только свои права, свои привилегии, но и свои обязанности. В состоянии ли Латвия перечислять серьезные суммы в общую копилку ЕС? Самое же главное — может ли Латвия на равных конкурировать в экономическом плане со старыми членами этого клуба?

Кажется, ответ ясен. Получается, что Латвия входит в ЕС на правах бедного родственника. А значит — ее голос практически не будет слышен в ЕС, она не сможет эффективно защищать свои интересы.

Вхождение в ЕС я сравнил бы с покупкой дорогой иномарки. Вы можете влезть в долги, взять кредит и все–таки купить "роллс–ройс". Но сможете ли вы заплатить за эксплуатацию этого лимузина, если каждая деталь стоит просто бешеных денег?

Очевидно, что вступление в ЕС, это уже признают и экономисты, сразу же приведет к резкому скачку тарифов на коммунальные услуги, на горючее, даже на услуги быта. Переход же на евро будет означать резкое повышение цен на все товары! Но где гарантия, что одновременно возрастут ваши зарплаты, пенсии? Боюсь, что этого не произойдет.

Быстрая интеграция в ЕС особенно больно, по моему мнению, ударит по местным производителям. Наши крестьяне уже сейчас не выдерживают конкуренции с балтийскими коллегами, а что же будет, когда им придется противостоять всей Европе?

Вот сегодня торговцы из Литвы продают молочные продукты в Латвии по очень низким ценам. Конечно, это сильно ударяет и по латвийским крестьянам. Просто в Литве государство субсидирует своих производителей, а в Латвии нет. Поэтому себестоимость продуктов в Литве заведомо ниже.

К нам тоже приходили поставщики литовской продукции и говорили: ребята, зачем вы мучаетесь? Закупайте нашу продукцию, а латвийскую не берите. И вы тоже сможете привлечь больше покупателей. На это президент "Нелды" Илута Калниня ответила, что "если мы сегодня откажемся от латвийской продукции, то погубим своих крестьян. А ведь это тоже и наши покупатели, и налогоплательщики. Я считаю, что каждый латвийский предприниматель должен думать не только и не столько о сиюминутной прибыли, но и о том, что будет в Латвии завтра. В какой стране он хочет жить. Я не хочу жить в стране, где крестьяне голодают, где нет промышленности, где людей выбрасывают из квартир, поскольку они не могут оплатить коммунальные услуги".

Кстати, ко мне в офис правозащитной организации больше всего приходят люди именно с жилищными проблемами. Но чем я им могу помочь? Я ведь не могу всех расселить, решить то, что должны решать государство, муниципалитет.

— Г–н Аврутин, но ведь нам говорят, что вступление в ЕС позволит решить и проблемы с правами человека.

— Латвия провозгласила себя демократической страной, ее союзниками являются ЕС и США, поэтому и сегодня никто не мешает вашей стране решать проблемы прав человека. И я должен сказать, что прогресс все–таки за последние годы достигнут существенный. Серьезных межнациональных конфликтов нет, идет процесс натурализации. Я всем молодым людям говорю: если хотите на что–то влиять, то обязательно получайте гражданство. Знаете, я ведь тоже, когда в советское время эмигрировал в США, мог сидеть на "вэлфере" (пособии), мог не получать гражданства, мог не изучать язык. У нас тоже многие даже не стремятся выучить английский, живут в своей общине словно в замкнутом пространстве… Но разве это жизнь? Я еще могу понять пожилых людей. Но если вы молоды, полны сил, то должны бороться за свое место под солнцем, должны пытаться жить достойно!

— Вы считаете правильным, что в Латвии сворачивается русское образование?

— Я согласен с тем, что, живя в Латвии, нужно знать латышский язык. Это аксиома. Но я бы не согласился с попыткой переводить русские школы на латышский язык обучения в точно установленные сроки, по приказу. Насильно мил не будешь, это вызывает только обратный эффект.

Старшеклассники — уже взрослые люди и вольны сами решать, на каком языке они будут учиться. Если они считают, что их знаний госязыка хватит для того, чтобы сделать карьеру, то это их выбор. Во всяком случае, в США никто никого не принуждает. И, как видите, никаких языковых, национальных проблем у нас нет. А уровню патриотизма в США могут позавидовать все остальные страны мира.

— Вас, как представителя правозащитной организации, не беспокоят призывы к деколонизации, деоккупации?

— Разумеется, я встревожен провокационной деятельностью Гарды. Хочется спросить его: какую цель он преследует, чего он хочет добиться? Межнациональных распрей, этнических конфликтов? Я надеюсь, что власти дадут адекватную оценку его поведению.

Убежден: Латвия столь маленькая страна, с таким небольшим числом населения, что здесь нужно беречь каждого жителя. Сколько людей за последнее десятилетие покинули Латвию! Уехали в Россию, на Запад… А ведь они могли работать на благо этой страны, обогащать ее. Это колоссальная утечка мозгов! Вы знаете, я, как работодатель, просто остро чувствую нехватку квалифицированных кадров — с хорошим образованием, знанием нескольких языков. Если политики научатся ценить и уважать каждого жителя, на каком бы языке он ни говорил, то тогда Латвия имеет все шансы стать процветающей страной!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!