Поселок Яунмарупе, салатовый дом, второй этаж и… отчаянный детский рев за дверью 42–й квартиры.

– Ой, проходи-проходи, я сейчас, — дверь открыла миниатюрная кареглазая женщина и, подхватив плачущего малыша на руки, стала его успокаивать. "Нет, не может быть. Наверное, родственница", — подумала я. Ведь мама большого семейства в моем воображении представлялась никак не меньше мадам Грицацуевой в исполнении Натальи Крачковской. Из комнаты, улыбаясь, выбежала еще одна малышка.

— Знакомься, это моя самая младшенькая, Неля, — рассеяла мои сомнения Раиса — МАМА ЧЕТЫРНАДЦАТИ ДЕТЕЙ!

Четырнадцать пар тапочек в прихожей, столько же зубных щеток в стаканчике в ванной, четырнадцать полотенец на крючках на стене. Раиса приглашает меня на кухню. На плите кипит внушительных размеров кастрюля, громадная миска с фруктовым салатом на столе и банки, банки, банки у стены. С очень аппетитными огурчиками и помидорами.

— На зиму, думаю, хватит, — говорит Раиса.

Основной и главный продукт в семье Жак — это картошка. Вареная, жареная и самое любимое всеми детьми блюдо — драники. Только за зиму этого второго хлеба человечества в семье Жак уходит около 20 мешков. А первого и основного съедается по 5–6 белых батонов в день! Еще ребята просто обожают мамины пельмени с мясом и очень–очень любят все сладенькое и печеное.

Много праздников не бывает!

Пятикомнатную квартиру в поселке Яунмарупе Раисе, как многодетной матери, дали еще при советской власти. Тогда в зимние месяцы государство полностью оплачивало коммунальные услуги, и в школе у детей было бесплатное питание. Сейчас совсем не так. В прошлом году наше "заботливое" государство выделило к 1 сентября семье Жак 50 латов. Это на восьмерых–то школьников! В этом году исправились. Перечислили аж 100 латов. Едва–едва хватило двоих в школу экипировать.

— Тетрадки я и на Украине покупала, и в Риге еще пришлось докупать. А сколько фломастеров, карандашей, ручек, альбомов — даже не сосчитать! — говорит Раиса.

Дни рождения в семействе Жак празднуют два, а то и три раза в месяц. Самый "урожайный" месяц — июль. А на новый год особенно туго приходится даже не Деду Морозу, а папе Толику, через которого он передает всем детям Жак подарки. Но и без праздников в их уютном доме всегда многолюдно. Особенно в выходные, когда ребятам не надо в школу, а две старшие дочери приезжают погостить со своими мужьями.

— В выходные у меня самая работа начинается! — смеется моя собеседница. На мой вопрос, как же она справляется с таким огромным хозяйством, Раиса отвечает со свойственным ей оптимизмом: "Так у меня же столько помощников!" По дому у каждого в семье есть свои обязанности. Зоя отвечает за уборку коридора. По кухне дежурят все по очереди. А график дежурства, чтоб все было по–честному, составляет сама Раиса. Старшие дети одевают младших, гуляют с ними, читают сказки про Красную Шапочку и страшного серого волка. Проверка уроков тоже не вызывает споров. Волонтер всегда найдется. С прическами тоже все понятно. Все головы и головки семейства во власти двадцатилетней Лили. Она работает парикмахером и с удовольствием шлифует свое мастерство на младших братьях и сестрах.

— Это Лиля заплела, — с гордостью демонстрирует мне свою прическу девятилетняя Анечка. Ее головка по кругу увита малюсенькими косичками, словно маленькое гнездышко райской птички.

Восемь плюс шесть

— Толик — мой второй муж. А первый раз я вышла замуж в двадцать лет. Мы с моим будущим мужем в одной деревне жили и учились в одной школе, — рассказывает Раиса.

Вскоре молодая семья переехала с Украины в Ригу. За двенадцать лет совместной жизни Раиса с мужем родили восьмерых детей! Раиса как раз носила под сердцем восьмого — Витеньку. И тут как гром среди ясного неба — отец большого семейства бросил жену ради другой женщины и уехал в Россию, оставив восьмерых детей и их мать без средств к существованию. Одному Богу известно, что творилось тогда в душе Раисы и как ей удалось это пережить. Хотя когда у тебя в доме восемь голодных ртов, тут уж не до слез. Разве что мокрая подушка по ночам была единственным и безмолвным свидетелем. Раисе тогда было 32 года. На личной жизни, казалось бы, можно было поставить жирный крест, но…

— Толик работал грузчиком в том магазине, куда я каждый день ходила за хлебом, — вспоминает моя собеседница.

О том, что у его избранницы не один ребенок и даже не два, Анатолий догадывался. В магазин Раиса заходила то с одним сыном, то с другим, то с дочкой. А однажды решился все–таки спросить: "Рая, а сколько у тебя детей? Три, четыре, пять…" — гадал Анатолий.

— Ни за что не угадаешь, — шутила Раиса.

— Десять! — воскликнул Толик. А узнав, что только восемь, даже немного расстроился.

Они расписались через полтора года после знакомства. Толик усыновил всех детей Раисы от первого брака. И теперь иначе как папой никто его не называет. Своего первенца супруги назвали Анатолием, а следом появились Аня, потом Вера, Элина, Виталик…

Цветочек жизни Неля

Раиса родом с Украины. В деревне Каменуха, где она родилась и выросла и где до сих пор живет ее мама, семьи были большие и многодетные. Девчонкой Раиса любила нянчиться со своим младшим братиком. Вот только очень переживала, что брат у нее один. Еще тогда она стала горячо мечтать о большой семье, как у соседей.

— Особенно мне хотелось родить много–много девочек, — смеется Раиса. Мечта начала осуществляться с Алены. Потом родилась красавица Лиля, трудолюбивый Михаил, Роза, Ирина, Федор, Зоя, самый спокойный и тихий Виктор… Всего 9 девочек и пять мальчиков!

…В июне Раисе Жак исполнилось 44 года, муж Анатолий на шесть лет младше. А самой маленькой в семействе Жаков — последней ли? — их доченьке Неле всего два годика.

— А не страшно было рожать Нелечку? — спрашиваю я Раису.

— Конечно, страшно было! — призналась моя собеседница. — Но что удивительно — тьфу–тьфу–тьфу! — Неля оказалась самой здоровенькой и крепенькой из всех моих детей.

Первыми это заметили и сказали врачи в роддоме. Счастливая улыбка самой Нели, уплетающей за обе щеки фруктовый салат и одновременно скручивающей кольцо с моего пальца, — наглядное тому подтверждение.

Пять девочек и никаких мальчиков

Верочке Жак еще только семь, но она уже твердо решила, что станет продавцом в магазине и обязательно родит пятерых девчонок. На мой вопрос, почему именно девочек, Вера серьезно сдвинула брови и очень мудро сказала: "С мальчишками же вечно одни проблемы. Разве вы не знаете?" А восьмиклассница Зоя очень любит рисовать и мечтает стать художником или, в крайнем случае, архитектором. Вера с Нелей так увлеченно наблюдали за моим диктофоном и изучали его кнопки, что у меня появились все основания в далеком будущем увидеть фамилию Жак на газетной полосе.

О новом пополнении семейства Раиса с Анатолием пока не думают. Хотя первый внук, вернее, внучка уже на подходе. Старшая дочь Алена вышла замуж прошлым летом.

Молодожены поселились в доме напротив родительского. Поэтому и маленькую Элину я увидела, лишь когда собиралась уходить. Малышка гостила у старшей сестры.

Свадьбу Алены и Петра отгуляли в деревне на Украине. А уже зимой всей семьей отмечали свадьбу Розы Жак и Максима Боридько. Второй внучок (или внучка) ожидается уже в следующем году.

Встреча на дороге

Кроме бытовых синяков и ссадин, ни с какими детскими хворями Раисе бороться не приходится. Все детки растут на редкость крепенькие и здоровые. Может быть, потому что сама Раиса и Анатолий родились и выросли в деревне. Ведь ни в украинской деревне Каменуха, где жила Раиса, ни в белорусской глубинке, где родился Толик, ни о каких генетически модифицированных добавках, буквах Е и прочей химии и слыхом не слыхивали. И своих детей они стараются обеспечить продуктами с грядки.

— В прошлом году мы гектар земли купили. Уже картошку свою выращиваем, — рассказывает Раиса.

Часть урожая съедается, а часть идет на продажу. Ведь лишняя копеечка к семейному бюджету никогда не помешает. Поэтому и крутится с утра до вечера папа Толик на нескольких работах. И от халтурок никогда не отказывается. С главой БОЛЬШОГО семейства я так и не познакомилась. Сельхозработы в самом разгаре, а Анатолий Жак — первый тракторист в районе. Не до интервью сейчас. Хотя папу Толика я все–таки увидела. Раиса вместе с Верой и Нелечкой подвозили меня на автобусную остановку. По дороге девчонки весело болтали и рассказывали мне о том, как скучают по своей сестричке Зое, которая вот–вот должна вернуться от бабушки с Украины, и вдруг: "Папа, папочка!" — хором заверещали Вера и Неля. Навстречу нашему бусику ехал трактор, доверху загруженный тюками с сеном. "Это наш папа с поля едет", — пояснила Раиса и тоже улыбнулась мужу, когда наши машины поравнялись. Секундная встреча с женой и детьми — и на лице сурового с виду мужчины показались ямочки от невероятно доброй улыбки.

… — Ой, подожди, — засуетилась Раиса, когда мы уже прощались. — На вот, возьми.

В руках у меня оказалась… плитка шоколада. Я попыталась отказаться, но не тут–то было.

— У меня еще две есть! Бери, бери, а то обижусь, — категорично сказала она. Правду про Раису люди говорят, она не только всех своих, но еще и всех соседских накормит. И ни один гость от нее с пустыми руками никогда не уйдет! Такой уж она человек — маленькая мама БОЛЬШОГО семейства.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !