Тем, что Латвия попала в список потенциальных жертв мировых террористов, лишилась крупных предприятий, своей экономики и, наконец, распрощалась со свободой, мы обязаны западным манипуляторам.
Наша страна никогда не была свободной. Только вот прошлое еще можно как–то списать на "историческую несправедливость", а в той критической ситуации, что существует сегодня, виноваты вполне конкретные лица. Именно о западных кукловодах местной политики и побеседовали корреспонденты "Вести Сегодня" с известным человеком в латвийской политике, экс–депутатом сейма двух созывов, членом Консервативной партии Модрисом Луянсом.

Синдром "быть под кем–то"

— Современное общество ни в одной стране мира априори не может быть по–настоящему независимым. Единственная истинная свобода — только внутри тебя самого. Но когда нет и ее, как у многих латвийских политиков, это наводит на самые печальные размышления, — говорит Модрис Луянс. — В самом начале 90–х у Латвии был крохотный шанс стать действительно независимым государством, но общество не сумело им воспользоваться, а манипуляторы с Запада, в частности из Америки, сделали все возможное, чтобы этого не произошло.

В прошлом веке Латвия попала в зону интересов США. Взять хотя бы тот факт, что Штаты никогда не поддерживали вхождение Латвии в состав СССР. А потом, когда дело запахло развалом Союза, американцы, точнее, западные латыши, начали по мере возможности финансировать раскол. К примеру, братья Бруверисы и радикальная группа "Хельсинки–86" (туда входил и нынешний участник собраний "латышской интеллигенции" Интс Цалитис) еще во времена СССР получали деньги от "заграницы" на некую политическую деятельность вроде печатания листовок.

Уже в конце 80–х территорию Прибалтики поделили на сферы влияния: Латвию определили под США, Литва по внешней политике была близка Польше, а финны управляли Эстонией. Но тут уже мы переходим к исторической встрече Рейгана с Горбачевым в Рейкьявике, когда рассматривалось геополитическое будущее…

— Вы однажды сказали: "Те, кем манипулировали и продолжают это делать, — носители определенного "вируса".

— До сих пор очень многим кажется, что чуть ли не каждый западный дворник может выступать отличным консультантом в Латвии и — по любому вопросу. Стоит ли говорить о ситуации начала 90–х! Так, сумели же потом некие благодетели с Запада навязать Латвии якобы прогрессивнейшую, а на деле — бездарнейшую систему семейных врачей. Да и нынешний мастер–план медицины не нами придуман, а ведь что произойдет, если в провинции закроют больницы, страшно и предположить!

Двойные граждане промывают нам мозги

— Согласитесь, за многое можно "поблагодарить" и двойных граждан. — Ну, недавний скандал спланировала Народная партия, пожелавшая сделать бяку "Новому времени", у которого довольно большое количество ставленников было с двойным гражданством, к примеру, Грава — экс–глава LTV, Кажоциньш, выдвинутый партией на руководителя SAB. Иностранные граждане латышского происхождения хотят и здесь занимать важные должности и боятся потерять все льготы своей второй страны — на случай, если в Латвии окончательно опозорятся. Понятно, они, занимая в Латвии даже самые высокие посты, никогда не компенсируют уровень дохода со "второй родины".

Если человек не желает отказаться от гражданства другой страны, логически он не очень–то заботится о своем государстве и не решается связать с ним свою судьбу. Увы, мы за все годы не смогли создать качественную политическую элиту — мозговой трест, который поддерживал бы в первую очередь интересы Латвии, а не западные страны и кукловодов из Германии, Англии, США, Канады.

— Намекаете на псевдопатриотизм "Нового времени" и "тевземцев"?

— Они поддерживают интересы других национальных сил, которые их кормят. В конце концов, в другой стране такого двойного гражданина могут вызвать на ковер и спросить: "Ты наш гражданин или нет? То–то…" Думаете — это сказки? Отнюдь! Да и спонсоров, которые всячески поддерживают своих ставленников здесь, никто терять не хочет.

Провокаторы террора

— К слову, и президент Латвии отказалась от двойного гражданства, только когда ее окончательно приперли к стенке.

— Молодец, ей хватило смелости. Другое дело — человек, который вырос в другой стране и прожил там сознательную жизнь, не может на все смотреть абсолютно адекватно. Хотя президент и проявила феноменальную способность приспосабливаться. В любом случае, очень чувствуется давление Америки на президента. Приведу лишь один пример. Поговаривают (это уже стало вроде анекдота!), когда Буш только собирался объявить войну Ираку, посол США в Латвии Брайан Карлсон позвонил президентше, и уже вечером по ее требованию был созван сейм… Слава богу, местные политики как–то притормозили процесс, в противном случае Латвия, минуя все конвенции ООН, объявила бы войну Ираку чуть ли не раньше США. Да если мы желали как–то поддержать США, то можно было это сделать нормально, хоть в чем–то выражая национальные интересы, а не играть роль мальчика на побегушках. И со своей проамериканской позицией мы попали в "черный список" террористов.

— И теперь сотрудники спецслужб вздрогнули.

— Правильно, ведь Полиция безопасности, Бюро по защите Сатверсме, контрразведка и прочие спецслужбы слабо координируют между собой работу, информация может запросто пропасть, утечь, попасть в чужие руки… Да и вообще во вступлении в НАТО нет никаких национальных интересов. Латвия лишь превратилась в некий наблюдательный пост на рубежах с Россией и Белоруссией. Нашим политикам постоянно хочется перед кем–то выслужиться, думают, что от этого их больше уважать будут. Как же! И Латвия никогда не умела лавировать, она мне напоминает бравого солдата Швейка, который всегда говорит: "Яволь!" А ведь наша соседка Литва поступает намного грамотнее, она очень хорошо работает и с Западом, и с Россией, при этом сохраняя хорошие отношения со всеми. Умный–то теленок сосет двух маток.

— Даже если ты делаешь черную работу за кого–то другого, то надо получить максимальную выгоду?

— Верно, а Латвия предпочитает какие–то жалкие подачки вроде 300 000 долларов от США на некие датчики для таможни. Или — та же ситуация со скрундским локатором. В Латвии тогда ведь активно поднимали вопрос: а нужно ли это здание сносить? Можно же было его переделать под туристический объект, место для наблюдения за космосом и так далее. Но США выставили условие: "Мы даем вам деньги на уничтожение, и взрывайте!" Причем заказ выполняла американская фирма, только субподрядчики были из Латвии. Приказ: уничтожить свою экономику!

— Нередко приходится слышать: разные государства видят на территории Латвии экономические интересы, особенно в банковской, сельскохозяйственной и минздравовской отраслях (помните раздутый на пустом месте скандал с белорусским "Аскофеном–п", чтобы выдавить с рынка невыгодного конкурента — "Белмедпрепараты?").

— Уже произошел экономический, точнее — политический захват конкретной территории. Так, например, банк "Балтия" задушили, в частности, и благодаря немецким бизнес–структурам, закрепленным за политическими силами Германии. Чаще всего интересы своих фирм чуть ли не в открытую лоббируют, и, разумеется, не всегда честно, посольства западных стран. Ведь если нужное им предприятие будет работать в Латвии, соответственно их страна, да и они сами получат хорошие деньги. Отвлечемся от посольств и посмотрим на… бензин. Нашу страну фактически поделили в этой отрасли шведы и норвежцы, которым принадлежит большинство бензозаправок. Эти компании по сути являются государственными предприятиями. На территории Латвии они зарабатывают хорошие деньги для своих богатеньких скандинавских пенсионеров. А наши же политики ну ничего не предприняли, чтобы сделать этот выгодный рынок максимально местным. Даже о грамотной конкуренции не заботятся, не ищут новых поступлений в бюджет.

— Кому было выгодно уничтожить ВЭФ, "Страуме", "Альфу"?

— Еще Годманис издал один приказ и в результате резко ограничил вывоз продукции легендарного "Страуме". А ведь в то время завод на экспорте в Польшу зарабатывал реальную валюту, огромные деньги. Просто бизнесменам Запада было выгодно развалить завод и освободить рынок для своей продукции. Похожая ситуация была и с заводом "Альфа", и с ВЭФом.

Например, на ВЭФе еще во времена Союза, в середине 80–х, построили новый цех Nokia по производству телекоммуникационных систем. Но потом почему–то никто толком и не слышал, кто его купил, куда он пропал или — кто его украл… Иногда до абсурда доходило. Когда я работал в следственной комиссии сейма по вопросам приватизации, то узнал, что Даугавпилсский завод химволокна решили купить французы только ради одного станка по производству моноволокна, стоившего еще в советские годы огромных денег. Вот только заранее кто–то с подачи западных стран довел завод до полного банкротства.

— Зато, вступив в ЕС, Латвия теперь уже окончательно потеряла независимость.

— И национальную, и политическую, и экономическую! Хотя ведь, грамотно вступив в Евросоюз, можно было получить огромные дивиденды. Но политики сделали очередную большую глупость. Теперь, исполнив волю Запада, местным чиновникам уже думать не придется: за них все будут решать в Брюсселе. Латвийские же политики, если что–то пойдет не так, по привычке будут кивать: мол, мы не виноваты, это все в ЕС решили! То же самое мы слышали раньше, только вместо Брюсселя некоторые "переводили стрелки" на Москву.

— Спасибо за беседу.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!