Министрам ничто человеческое не чуждо. Некоторые из них являются даже домовладельцами. Но вот хозяйничают они по-разному. Обитатели дома, принадлежащего нынешнему министру образования Юрису Радзевичу, взбунтовались. Они исправно платят арендную плату, а бытовые вопросы тем временем накапливаются, но не решаются.

Рай для богатых

В районе Межапарка — тишь да благодать. Новой краской и аккуратными рамами стеклопакетов радуют глаз особнячки на тихих улицах. Люд здесь обитает, по всему видно, зажиточный. Исключением можно назвать лишь несколько небольших домов, возвращенных наследникам в процессе денационализации. Нагрузкой к имуществу стали жильцы. Снаружи стоящий на пригорке небольшой 2-этажный особнячок выглядит вполне опрятно. Прямо у входа нас встречает один из жильцов, Валерий Блинов, и проводит внутрь дома. Благостная мещанская картинка сменяется видами отсыревших стен с обвисшей штукатуркой. В коридоре полумрак — электрическое освещение вне квартир уже давно отключено. Пол ужасающе скрипит и покачивается под нашими ногами. "Там подвал", — объясняет "Телеграфу" Валерий. Он распахивает двери своей квартиры и приглашает нас войти в свою скромную, но чисто убранную обитель, где живет с женой и 12-летней дочерью. На наследницу, экс-депутата Сейма Вайру Паэгле, они не жалуются — до прошлой зимы жизнь в доме текла по обычной колее. Но в 2001 году хозяйка продала свой дом Юрису Радзевичу…

Пока не грянул гром

— Мы особо не волновались, — рассказывает Валерий, — ждали, что расселять будут. Да и обещали нам это. Сейчас тут заняты две квартиры — наша да еще соседка наверху живет. Одну старушку к себе в Питер забрала дочь, второй семье хозяин другую квартиру предоставил. И когда они прошлой зимой съехали, все окна остались открытыми нараспашку. Ударили морозы — лопнули трубы отопления… Мы ведь своим котлом с углем дом отапливали. Канализация вышла из строя. Весной батареи отрезали. Есть в кухне старая дровяная плита, да только лет 20 ею никто не пользовался — рассыпается вся и дымит. Греемся газовым калорифером, но сырость из коридоров и подвала все равно ползет. Дочь все время болеет. Доктора удивляются — вроде бы с виду у ребенка все нормально, а насморк и кашель никак не проходят.

С жалобой на нерадивого домовладельца Валерий обратился в управу по найму. Но на заседания сей миротворческой команды Юрис Радзевич дважды не явился. И решения принимали без него: жильцы должны обеспечить косметический ремонт в своих квартирах, а хозяин — восстановить отопление. Но все осталось по-прежнему. Обращался Валерий и на телевидение — может, журналисты помогут. Он уверен, что владелец делает все, вернее, вообще ничего не делает, чтобы жильцы сами освободили ставший непригодным для проживания дом.

"Они хотели дешевле"

— А что жаловаться? — удивляется Юрис Радзевич, излагая свою версию. — Мы же никогда не выставляли им счетов за отопление. Они сами хотели, чтобы подешевле было. Вот и в прошлом году, когда стало холодно, они не начали вовремя топить (экономили, наверное) — трубы и лопнули. Между прочим, у них были ключи от свободной квартиры. Если я сделаю центральное отопление, будут ли они готовы платить? Если бы я хотел, чтобы они покинули помещение, то поставил бы дом на капитальный ремонт и выселил их.

Юрис Радзевич уверен в своей правоте и даже обжаловал в суде наложенный на него штраф в 25 латов за нарушение правил технической эксплуатации дома. Кроме того, он заверил "Телеграф", что собирается расселять оставшихся жильцов, но когда это может произойти, не знает.

Хозяин был не прав

Председатель управы по найму Денис Горба хорошо знаком с ситуацией в доме на улице Щецинас, 7. Он и его коллеги специально выезжали туда, чтобы осмотреть помещения. По просьбе управы экспертизу проводила и полиция.

— Отопление, — поясняет Денис Горба, — как и канализация, относится к основным услугам, которые, согласно Закону о найме жилых помещений, должен предоставлять домовладелец. Правда, домовладелец волен по своему желанию сменить вид отопления. Юрис Радзевич договоры найма с жильцами не заключал, следовательно, он обязан соблюдать все условия старого соглашения. И в случае отсутствия отопления хозяину вменяется в обязанность обеспечить альтернативный вид обогрева помещений. У нас был случай, когда домовладелец на основании решения нашей управы установил электрические обогреватели.

Документ — всему голова

К сожалению, управа по найму не имеет полномочий принуждать нанимателей и арендодателей к выполнению своих решений. Это всего лишь рекомендации для двух сторон в жилищных спорах. Единственная возможность для обиженных квартиросъемщиков — искать справедливости в суде. И, как посоветовал Денис Горба, жильцам, чтобы подстраховаться, все отношения с арендодателем необходимо фиксировать документально. Валерий Блинов тоже может подать на министра-домовладельца иск в суд и потребовать возмещения ущерба, предварительно собрав документы: экспертное заключение о техническом состоянии помещения, справки от врача об ухудшающемся здоровье дочери.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!