Вообще–то плохие времена для Управления натурализации (УН) наступили уже в тот момент, когда в кресло министра юстиции (минюст надзирает за этим управлением) сел "тевземец" Гайдис Берзиньш.
Бывают в Латвии политики, которые, получив ответственный пост, дистанцируются от своей партии или, точнее, от ее программных установок и действуют строго в интересах государства. Г–н Берзиньш к этой категории политиков не относится. Он ни на минуту не забывает, в какой партии состоит. Напомним, сразу после вступления в должность министра юстиции он высказался за ужесточение процедуры сдачи экзаменов на натурализацию.

Вчера на встрече с депутатами комиссии сейма по исполнению Закона о гражданстве министр Берзиньш был, правда, более сдержан и дипломатичен, хотя одна из озвученных им инициатив действительно подходит под категорию "из ряда вон". Так, рассказывая о законодательных планах минюста в сфере натурализации, министр предположил, что вскоре в правила кабмина может быть внесена поправка, требующая от родителей, желающих дать своему ребенку гражданство ЛР, предъявить аплиецибу о владении госязыком. Речь идет о родителях, которые являются негражданами и просят зарегистрировать своего ребенка в качестве латвийского подданного.

"После того как министр рассказал о своей задумке, в зале заседаний нашей комиссии поднялся дикий шум. Я и многие мои коллеги пытались узнать у г–на Берзиньша и его советника, от кого именно чиновники будут требовать аплиецибу. От самих родителей или от их детей? Может, и младенцу придется предъявлять документ о владении латышским? Непонятно также, как это предложение вписывается в закон, который позволяет регистрировать детей, родившихся в ЛР после 91–го года, в качестве граждан Латвии?! Внятного ответа мы так и не получили, теперь нужно ждать письменных разъяснений от минюста", — рассказал "Вести Сегодня" участник комиссии по гражданству Александр Голубов.

Министр юстиции не без удовлетворения на лице сообщил, что темпы натурализации продолжают снижаться. По мнению Берзиньша, есть две основных причины снижения темпов натурализации. Первая — неграждане с этого года получили возможность ездить по странам Шенгенской зоны без виз. Вторая причина — те, кто действительно хотел натурализоваться, уже давно это сделали.

Так или иначе, но факт остается фактом: наблюдается очень резкое снижение количества натурализантов. Руководство минюста уже сделало "оргвыводы" — сокращено количество сотрудников УН, вскоре начнется и оптимизация структуры управления — останется по стране всего шесть отделений. Возможно, предположил министр, чиновникам УН поручат параллельно с процессом натурализации заниматься и репатриацией — то есть помогать этническим латышам возвращаться в Латвию, а нелатышам — переезжать, например, в Россию.

Казалось бы, замедление темпов натурализации должно было обрадовать и одновременно успокоить наших националов. Но не тут–то было — они, напротив, еще больше возбудились и потребовали ужесточить требования на экзаменах для натурализантов. Видимо, чтобы окончательно отбить у неграждан охоту получать синий паспорт. Особенно вчера требовал ужесточить проверку на владение латышским для натурализантов бывший легионер В. Лацис. Ему вторил "тевземец" П. Табунс. Звучали до боли знакомые песни про оккупацию, колонизацию и русификацию… Министр решил открыто идеи радикальных депутатов не поддерживать. Да и потом какой в этом смысл, если националы и так своего добились — число жаждущих сдать экзамены на получение гражданства сокращается не по дням, а по часам?! Таким образом, проблема массового безгражданства может растянуться еще лет на 20… Министру юстиции все труднее будет в Брюсселе объяснять чиновникам ЕС, почему в ЛР проблема неграждан "консервируется".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!