Всерьез изучать природу сейсмических явлений на территории Латвии начали относительно недавно — с 1993 года. До этого считали эту проблему для Прибалтики неактуальной. Однако специалисты ошибались! Ведь уже в 1976 году 6–балльное землетрясение тряхнуло Эстонию, волны докатились и до Риги: закачались высотки. Тряхнуло нас и в сентябре 2004–го. Тогда в Калининградской области в эпицентре землетрясения было 6 баллов, а у нас в стране — до 5. А в конце января по замерзшей земле в Риге и Даугавпилсе поползли глубокие трещины… И вот что говорят сейсмологи: в Латвии в любой момент могут произойти очень мощные землетрясения!
Шанс прослушать Прибалтику

При Латвийском агентстве среды, геологии и метеорологии работают трое специалистов, изучающих землетрясения на территории республики. Руководит ими Валерий Никулин. Значительную часть времени он проводит на Валмиерской сейсмологической станции. Буквально на днях профессионалы установили новый контейнер, в котором находится регистрирующая часть сейсмологической аппаратуры, а неподалеку в специальном бункере закопаны в землю датчики, фиксирующие колебания почвы… Ранее, в 1998 году, наши специалисты совместно с сотрудниками Крымского отдела сейсмологии Института геофизики Академии наук Украины составили карту сейсмических волнений в Латвии, где показаны зоны опасности. Так что, мы во всеоружии?

— Нет! Одна сейсмологическая станция не позволяет точно определить координаты и глубину эпицентра землетрясения, нужно как минимум три наблюдательных пункта в разных концах страны. Иначе самостоятельно мы можем констатировать лишь колебания почвы и оценивать их интенсивность. Этого для точных анализов мало, — говорит Валерий Никулин. — Вот, к примеру, в Финляндии работают 15 станций. Делайте выводы… …Уже подготовлен проект второй станции, которая будет размещена в районе маяка в Слитере. Если все пойдет удачно, станцию в Слитере включат в работу Европейского сейсмического агентства с центром в Потсдаме и мы станем участниками международной программы "Геофон". Это позволит специалистам Латвии, Германии, Польши, Эстонии, России и Скандинавских стран обобщать данные, "прослушивать" землю не только в Балтийском регионе, но и других частях мира.

Территория удара

Хотя наш регион и расположен на относительно спокойной платформенной области земной коры, случиться, как показывает практика, может всякое.

— Конечно, самые мощные землетрясения связаны с тектоническими разломами, подвижками блоков земной коры. Однако землетрясения могут быть и карстового типа. Под землей образуются пустоты, и затем происходит либо плавное оседание почвы, либо резкий провал. Хоть такой тип сейсмических волнений локальный — на расстоянии нескольких километров уже никто ничего не почувствует, но тому, кто попал в эпицентр, от этого не легче. Бывает, под асфальтовое покрытие шоссе проваливаются машины, порой даже на метр. Карстовые провалы у нас есть в районе Плявиньской ГЭС и водохранилища станции. Есть данные, что в 1783 году случился большой провал севернее нынешней Слоки.

Другой тип сейсмических явлений — "морозобойные удары". Зимой, когда слой грунта сильно промерзает, в результате перепада температур разрывается почва. Иногда даже раскалываются бетонные плиты и дороги. Возможно, именно это и было в конце января, когда глубокие трещины поползли в отдельных районах на окраине Риги и в Даугавпилсе…

Но, конечно, самые сильные землетрясения связаны с разломами земной коры в зоне смещения тектонических плит. Разломы проходят не только в акватории Балтийского моря — по дну, но и по суше Латвии. Особенно большая зона разлома начинается от Лиепаи, идет до Риги, а в районе Валмиеры изгибается в сторону Пскова. Еще есть Бауский разлом, в котором первое зафиксированное землетрясение случилось в 1616 году. Были землетрясения и в районе Кокнесе, и в Ирбенском проливе, и в других районах страны.

12 баллов для Латвии многовато

Некоторое время назад появилась информация, будто в Латвии в год случается до 300 землетрясений. По словам Валерия Никулина, в прибалтийских странах столько сильных колебаний почвы не может быть по определению. Даже в Скандинавии, где сейсмичность значительно выше, землетрясений существенно меньше.

–Эту "жуткую" информацию мы получили от Норвежского сейсмологического агентства. Оно действительно зафиксировало на территории Латвии до 300 "сейсмических событий". Правда, к этим "событиям" относятся не только собственно землетрясения, но и взрывы в промышленных карьерах, волнения грунта в акватории моря, где постоянно ведутся разные геофизические работы и взрывают мины Второй мировой войны. А прибавьте еще и то, что приборы на станции подвержены помехам, например, реагируют на проходящий вблизи тяжелый транспорт. Вот вам и 300 "землетрясений"…

Но сколько у нас "сейсмических волнений" случается за год? Точной цифры не назову, поскольку, повторяю, у нас работает лишь одна станция. Более интересный вопрос: возможны ли в Латвии землетрясения в 6, а то и в 12 баллов? Думаю, вряд ли… Для этого должно произойти очень мощное смещение тектонических плит. Причем очаг землетрясения, высвобождения сейсмической энергии, обязан быть на небольшой глубине (в районе 5 километров), чтобы удар не потерял мощность до поверхности.

Предсказание невозможно

И тем не менее с момента, когда началось изучение "активных недр" в Прибалтике, стали приниматься и определенные меры безопасности. В советские годы установили несколько сейсмологических станций в районе Игналинской АЭС, а Саласпилсский реактор изначально строили в расчете на возможные колебания земной коры. А вот ГЭС на Даугаве, даже в районе Плявиняс — как раз в том месте, где проходит разлом земной коры, возводили по стандартной технологии.

— Должна учитываться степень сейсмической опасности и при строительстве полигонов для особо опасных отходов. Допустим, в том месте, где хотят в будущем открыть могильник для ядерных останков Игналинской АЭС, крайне неблагоприятная геологотектоническая обстановка… Но главная проблема в том, что предсказать землетрясения в Латвии крайне сложно, максимум — можно указать место, но время — никак. Да что там, спрогнозировать сейсмические волнения не могут даже в тех регионах земного шара, где землетрясения — обычное явление, скажем, на Кавказе или в Америке. А ведь там земную кору серьезно изучают, — подытожил Валерий Никулин.

P. S. На прощание сейсмолог обратился к нашим читателям: если вы стали очевидцами землетрясения, пускай даже очень слабого, то запишите дату, время, место. Сообщать о волнениях земли вы можете по телефону — 7032669.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!