После взрыва газового баллона в Броцены покоя лишилась большая часть населения из тех, кому приходится пользоваться сжиженным газом. Особенно на фоне еще свежей истории с прошлогодним взрывом в одном из хранилищ емкостей с пропаном, изрядно напугавшим обитателей Центрального рынка столицы.
Люди хотят чувствовать себя в безопасности. Поэтому "Телеграф" задался целью прояснить ситуацию.

В прежние времена с наполнением баллонов дела обстояли не в пример проще: монополию на реализацию сжиженного газа имело государственное предприятие Latvijas gaze (LG). Здесь баллоны заправляли, опечатывали, проверяли — все от имени гсударства. Но в новые времена стройная система развалилась словно карточный домик.

Кто во что горазд

Правда, дочернее предприятие LG — Latvijas propangaze — до сих пор остается крупнейшим в стране поставщиком сжиженного газа. Но что толку? Народ ищет, где дешевле, и предпочитает обращаться за баллонами в маленькие фирмы, которых в Латвии не меньше 60.

— Общее состояние газовых баллонов в Латвии я назвал бы средним, — рассказал "Телеграфу" заведующий отделом маркетинга Latvijas propangaze Марис Лочмелис. — Есть предприятия, которые регулярно проводят профилактику оборудования, но существуют и такие фирмочки, где совершенно не беспокоятся об исправности своих емкостей. А есть даже не предприятия, а просто предприимчивые люди, которые завозят баллоны из-за границы. Это особенно опасно: из Белоруссии, например, к нам часто поступает оборудование с закончившимся сроком эксплуатации.

— Как же отличить "правильный" баллон?

— Это очень просто. Отправляясь на фирму, обратите внимание, чтобы услуга по заправке газа была оформлена официально — вам на руки обязаны выдать чек и гарантийный талон с номером баллона. Некоторые организации в целях большей безопасности свои баллоны опечатывают. Например, мы закрываем вентиль специальной термопленкой.

— Почему именно вентиль?

— Это самая опасная часть газовой емкости. Ее мы проверяем при каждом заполнении газа. Главное, чтобы не было утечки.

— Каков срок службы баллонов?

— Проверка на давление проводится раз в пять лет.

В принципе сами баллоны могут служить достаточно долго, потому что это железка. Нужно очень поусердствовать, чтобы его испортить.

— В чем же причина нередких аварий?

— Во времена государственной монополии мы отвечали за установку баллонов, теперь эта услуга стала дополнительной, платной. Да и не всякая фирма ее предоставит. Поэтому люди частенько полагаются на авось — кое-как прикрутив баллон, рассчитывают, что несчастье не произойдет. Я считаю, что это основная проблема, с которой бороться очень тяжело.

У семи нянек

По словам Мариса Лочмелиса, после каждого очередного теста на пластине-паспорте баллона должен быть проставлен новый срок его эксплуатации. Есть слухи, что некоторые фирмы эти данные подделывают.

А официальные проверки в офисах фирм-мошенниц происходят нечасто. Одна из организаций, которой доверено проверять баллоны на предприятиях, — Государственная энергоинспекция — ссылается на недостаток работников и загруженность другими задачами.

— Заметьте, что мы имеем право осматривать только те баллоны, которые находятся в торговом зале или на месте заправки, — рассказал "Телеграфу" специалист инспекции Янис Гришанс. — В принципе мы готовы явиться с проверкой на любую фирму. Но наши работники не могут бегать только по заправочным пунктам — у нас и других функций хватает, а людей работает не очень много. Тем более, кроме инспекции контролировать газовщиков обязаны еще ряд организаций, например Государственная пожарно-спасательная служба. А баллон, который уже установлен в частном доме или квартире, вообще не подлежит проверке. Он считается частной собственностью пользователя.

Одним словом, специалисты энергоинспекции сегодня не берут на себя ответственность за происходящее на рынке сжиженного газа. И недобросовестные торговцы продолжают этим пользоваться.

— Да, энергоинспектора не успевают за всем уследить, — согласен Марис Лочмелис. — Сейчас проверка исправности баллонов фактически остается на совести руководителей каждого предприятия.

Своевременные предложения

В Государственной комиссии по регулированию общественных услуг (ГКРОУ) признались, что контролируют не самих газовщиков, а их бумаги. Самую строгую проверку предприятие проходит перед выдачей лицензии, когда от владельцев фирмы требуется 24 справки от различных организаций.

— После того как лицензия выдана, повторную проверку мы проводим по сигналу наших коллег из Пожарно-спасательной службы или Инспекции труда, — рассказал эксперт отдела газа ГКРОУ Янис Бахановскис. — Например, если пожарные обнаружили на предприятии мелкое нарушение, ему дается время на исправление. Но если проступок серьезный, то мы можем действовать более строго — скажем, отозвать лицензию. К тому же, наш регулятор готовит проект поправок к правилам КМ № 23, которые регламентируют торговлю природным и сжиженным газом. Мы считаем, что в некоторых вопросах эти правила слишком мягкие. Например, предприятие по заправке баллонов может выдать своим клиентам инструкцию по пользованию, а может и не выдать. Такое отношение непозволительно! Мы предлагаем создать регистр по учету всех действий предприятий, которые продают сжиженный газ. В этом регистре указывалось бы, например, какие манипуляции проведены с каждым баллоном, получил ли покупатель подробную инструкцию. Если все сделано по правилам, а ЧП все же произошло, понятно, что причиной тому — халатное отношение самого потребителя.

Имя им — контролеры

Государственная инспекция труда, Государственная энергоинспекция, Государственная пожарно-спасательная служба, Государственная инспекция среды, Комиссия по регулированию общественных услуг, Государственное агентство здоровья, муниципальная полиция — все они контролируют условия работы газовиков, но ответственность за безопасность самого газового баллона сегодня не берет на себя никто!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!