За два с половиной месяца до выборов в местные самоуправления опросы общественного мнения показывают опасное для национальных "фаворитов" — Jaunais laiks, Народной партии и Tevzemei un Brivibai/LNNK — cближение рейтингов.
В отсутствие явно выраженного латышского лидера возрастают шансы на успех списка ЗаПЧЕЛ. Против него сейчас мобилизованы все административные и медиа–ресурсы этнократии. Ваш автор предлагает изучить три основные стратегии, применяемые для того, чтобы не допустить русских во власть в Риге, — и подумать о том, что можно им противопоставить.

Удар по лидеру провалился

Несомненно, отказ в предоставлении гражданства кандидату в мэры от ЗаПЧЕЛ Юрию Петропавловскому можно считать серьезным просчетом власти. Решив разобраться с официально провозглашенным судом лидером "незарегистрированного" Штаба защиты русских школ, националы, однако, напоролись на подготовленную многоходовку. Уже сейчас понятно, что Кабинет министров не имел отработанной юридической схемы действий в случае, если Ю. А. Петропавловский применит известные ему приемы восточных единоборств — использование энергии удара противника. Правительственная тушка звучно шлепнулась на татами и просит пощады — у министров, видите ли, нет готовых правовых объяснений отказа в натурализации. Неудачный экспромт покойного кабинета Эмсиса еще долго будет отрыгиваться правительству Калвитиса! А ведь их предупреждали. За несколько дней до приснопамятного заседания правительства один латышский политтехнолог пришел на чашку чаю к русскоязычному коллеге. "Серый кардинал" пожаловался приятелю — не знает, что и посоветовать правительству по "делу Петропавловского". "Конечно, надо ему дать гражданство — иначе же это будет подарок ЗаПЧЕЛ", — рассудительно заметил эксперт. "Вот и я так думаю, — сокрушенно признался политтехнолог. — Но если я так скажу, то меня тут же уволят".

Уволить–то его все равно уволили — правительство ведь пало (впрочем, такие персоны без работы никогда не остаются). Гораздо забавнее то, что сейчас все готово к премьере многосерийной саги "Гражданство Петропавловского", в финале которой главный герой вполне может оказаться, например, в сейме Латвии. По части же кандидатов ЗаПЧЕЛ в Рижскую думу — то здесь есть люди, способные компенсировать дефицит. Присутствуют в нем и долголетние партийные борцы — Н. Елкина, Г. Котов, и группа "штабистов", самый известный из которых В. Рафальский, и опытные хозяйственники — С. Залетаев, Э. Жемайтис–Дзицевич, и ряд известных людей творческих профессий, имена которых знают читатели русской прессы. Так что скамейка запасных у русских длинная!

Опасайтесь подделок

Современные философы справедливо говорят о европейском социуме как "обществе–спектакле". Называют его и симулякром — то есть подделкой, внешне схожей с настоящим явлением, но не обладающим его сутью. В приложении к выборам–2005 это означает, что перед рижанами прошествует подлинный парад симулякров. Партии–проекты, конструируемые "без божества, без вдохновенья", уже давно не вызывают энтузиазма. Разумеется, есть и в них какая–то фишка — или убеленный сединами лидер, интеллигентно поблескивающий очками, или бойкий медиа–рупор, выкрикивающий банальные пошлости. Но даже игра на ностальгических чувствах части электората — типа названий "Родина", "За СССР" — вряд ли кого–то обдурит. Какой СССР в Европейском союзе 2005 года? Не считайте же людей идиотами, честное слово…

Пока же на русскоязычном предвыборном поле серьезнее всего ведет себя Первая партия. Председатель правления "священников", экс–министр экономики Юрис Луянс даже пошел на рискованный для латышского политика шаг — он выступил по–русски в предновогоднем эфире LTV–7. Избиратель сможет взвесить политический баланс Первой партии, положив на одну чашу речь Луянса, а на другую — деятельность "главноуговаривающего" по школьной реформе Юриса Радзевичса.

Спору нет, среди русскоязычного электората есть люди совершенно полярных политических взглядов, и автоматически записывать всех в сторонники ЗаПЧЕЛ было бы непростительным мифотворчеством. Другое дело, что с одной стороны мы имеем команду, а с другой — неспособных преодолеть амбиции политиков. Кстати, большинство из них ранее состояло в "большом ЗаПЧЕЛ" образца 1998–2002 годов, но покинуло его. Как выясняется теперь — в ущерб прежде всего самим себе.

Стратегия изоляции и кинжал в спине

В разговорах с симпатизирующими ЗаПЧЕЛ предпринимателями вашему автору приходилось слышать сочувственное: "Пройти–то вы пройдете, а все равно вас от власти ототрут". У этой заранее заданной обреченности действительно есть одно логичное объяснение — нынешние хозяева Рижской думы, социал–демократы, чахнут на глазах и вполне могут не преодолеть 5–процентный барьер. Он же подкосит пресловутых "левоцентристских прагматиков". Стало быть, ЗаПЧЕЛ обречено на участие в думе, где будут одни только националисты — а они уж точно не поделятся властью!

Здесь есть одно большое "НО". Да, латышские партии ненавидят ЗаПЧЕЛ — по долгу службы. Гораздо искреннее, с огоньком они ненавидят друг друга. В конце концов "любовь" между нынешними сотоварищами по коалиции, Народной партией и Jaunais laiks, пару лет назад дошла до "маски–шоу" полицейского спецназа и показательных арестов. Вряд ли такое забывается. Недавнее взбрыкивание министра обороны Репше по поводу создания новой спецслужбы, которую готовили в подчинение премьеру Калвитису, напоминает о том, что между крупнейшими националистическими партиями нет мира, а всего лишь перемирие. Поэтому очень вероятно, что фактор ЗаПЧЕЛ в Рижской думе может быть сравним с древнекитайской стратагемой "убить чужим кинжалом". Одной из противостоящих друг другу латышских группировок будет выгодно блокироваться с ЗаПЧЕЛ, чтобы решить социально–экономические задачи. Другая, в свою очередь, будет самозабвенно критиковать коллег за "союз с русскими". Обе останутся при своем интересе. Задача же собственно русских — использовать противостояние национальных элит в интересах избирателя. И тогда у битвы на Рижском направлении будет не один, а 700 000 победителей!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!