На прошлой неделе столичное самоуправление решило выделить 20 миллионов латов на "переселенческие" пособия жильцам денационализированных домов. Однако эта полумера не решит проблемы кандидатов на выселение. бНо выход есть, считает Наталья Кретова, активная участница движения жильцов денационализированных домов за свои права.

— Порой доводится слышать: у государства нет реальной программы в отношении жильцов хозяйских домов. Это неверно. Программа есть, она давно успешно работает. Но только в интересах не жильцов, а домовладельцев! Главные составляющие этой программы — выбивание прибыли из большой группы населения.

Кто виноват?

— В процессе денационализации домовладельцам и их потомкам было возвращено 4213 домов. Отнимем порядочных людей, цивилизованно расселивших жильцов, и у нас остается две–три тысячи новохозяев, во власти которых оказалось около 150 тысяч человек! С помощью хватких крючкотворов от имени государства была создана система угнетения значительной части собственного народа — жильцов хозяйских домов. Лишь по материалам прессы за прошедшие 15 лет получился бы увесистый сборник фактов беззаконий и безобразий, творимых домовладельцами в отношении "своих"жильцов!

Фактически с самого начала именем государства была запущена (и действует до сих пор) крупномасштабная афера, в которую оказались успешно вовлечены и законодательная, и исполнительная, и судебная власти. Все было продумано начиная с Земельной книги. Важнейшее отягощение недвижимости — живые люди с бессрочными договорами найма оказались в Гражданском законе "дефинированы" настолько невнятно, что даже опытным юристам найти это не сразу оказалось под силу. А ведь по закону домовладельцы обязаны были принимать свои владения изначально без жильцов, коль скоро в актах Земельных книг не были указаны эти столь важные отягощения! Именно домовладельцы, а не жильцы должны были изначально требовать от государства возврата своего имущества "в чистом виде"! А все, что происходило между государством, домовладельцами и жильцами, вообще находится вне правового поля! Возьмите любой акт Земельной книги после 30 марта 1993 года, когда был восстановлен закон о Земельной книге от 1937 года. Где вы увидите хоть одно упоминание о жильцах?

А теперь подумаем: случайно ли в 90–х реорганизовали многие домоуправления, а документы, подлежавшие хранению в архивах, оказались просто выброшенными на помойку? В контексте последующих событий напрашивается иной вывод: создание хаоса было осознанной стратегией группы заинтересованных людей и составной частью вышеупомянутой программы.

Что делать?

— Сегодня обществу настойчиво навязывают мысль, что повернуть ситуацию вспять нельзя — дескать, поезд уже слишком далеко ушел. Берусь утверждать, что это не так. Как известно, на пути следования поездов существуют стрелки. И в данном случае очередную стрелку нужно просто перевести так, чтобы поезд свернул с пути дискриминации на путь восстановления справедливости.

Первым шагом должно стать принятие политического решения о приостановке действия закона об отпуске потолка арендной платы применительно к жильцам, проживавшим в хозяйских домах до возврата домовладений. Следует также приостановить судебные дела и решения по взаимным искам жильцов и хозяев. Далее необходимо ликвидировать хаос и понять, сколько же людей РЕАЛЬНО оказались жилищно репрессированы в результате "восстановления исторической справедливости". Для этого должен быть сделан полный и точный анализ ситуации в денационализированных домах: сколько домов расселили добровольно сами хозяева, кто за это время умер, сколько пенсионеров и одиноких пенсионеров, семей (в том числе с детьми), выселенных судом по искам хозяев, кто хотел бы в виде компенсации реализовать свое право на получение участка земли для индивидуальной застройки (решение от 30 октября 1991 года о порядке введения законов о денационализации в действие, которое, между прочим, никто не отменял!), кто ушел добровольно и др. Далее по результатам инвентаризации следует четко определить владельцев, которые купили денационализированные дома вместе с жильцами у первоначальных хозяев с целью ведения бизнеса и получения прибыли. Это очень принципиальный вопрос. Потому что человек, вступая в права наследования и перенимая дом с жильцами, по неопытности и впрямь мог чего–то не знать. Но по какому праву люди, приобретавшие дома с жильцами у законных наследников с целью ведения бизнеса, истребовали для себя особые условия в виде отпуска арендной платы? Хотите бизнес — пожалуйста: расселите людей, вложите средства, найдите состоятельных жильцов… Вот для них пусть будет свободная рыночная цена! А те, кто жил в этих домах до денационализации, здесь ни при чем.

В процессе инвентаризации следует точно определить, кто из хозяев не содержит владение в надлежащем виде. А параллельно разработать жесткую шкалу ответственности — вплоть до возвращения дома в собственность государства. Следует также принять новый закон (или поправки к Закону о найме), в котором права жильцов и членов их семей (детей, супругов), проживавших в доме до денационализации, были бы приравнены к правам жильцов муниципальных домов и квартир. А квартиры, занимаемые жильцами на момент инвентаризации, приравнять к приватизированным. Поясню: приватизация за сертификаты государством завершена, и подобный шаг мог бы послужить для жильцов компенсацией морального ущерба и вынужденной переплаты в результате сознательно организованной именем государства неразберихи.

Кстати, все эти годы действовал и продолжает действовать пункт Закона о найме жилых помещений, обязывающий "денационализированного" жильца производить ремонт квартиры за свой счет. Однако если жилец регулярно ремонтировал чужую собственность, логично и правомочно поставить вопрос о совместном владении по взаимному соглашению сторон.

Честное решение — для всех!

— И только после внесения ясности в ситуацию можно приступить к разработке механизма и видов компенсаций — кому, когда, что и сколько. Причем понятием "компенсация" должны быть охвачены ВСЕ — и безвинно пострадавшие выселенцы, и те, кого вынудили согласиться на пособия по переселению и впрячься в ярмо пожизненного кредита по заоблачным ценам на жилье. Появится также возможность подсчитать РЕАЛЬНУЮ потребность в социальном жилье в этом секторе населения. Государство может взять на себя выплату компенсаций жильцам в домах истинных хозяев, проживающих на территории Латвии и за ее пределами.

Отдельно следует упомянуть о немногочисленной группе людей, получивших так называемую помощь от государства после выселения. Для них также необходимо разработать механизм выплаты компенсации — разницы между стоимостью утраченного и полученного жилья. А также, если жилье не имело статуса социального, придать ему статус приватизированного.

Необходимо также, чтобы в законодательстве в обязательном порядке появилась норма об уголовной ответственности домовладельцев, если они самовольно лишают жильцов условий нормальной жизни, с тем чтобы вытеснить из занимаемого жилья. И эта норма должна быть в силе до момента, пока государство не решит жилищный вопрос КАЖДОГО "денационализированного" жильца.

…Время показало: из–под лицемерной вывески о восстановлении "исторической справедливости" торчат огромные клыки неуемной алчности. Я призываю латвийские власти к экстренному и разумному торможению, пока наш поезд не сошел с рельсов. Возможно, стоит затеять еще один референдум для сознательно бездействующих политиков, занятых партийными склоками и своими шкурными интересами вместо наведения порядка в стране? Пусть народ Латвии ответит на вопрос, справедливо ли поступило государство по отношению к своим 150–200 тысячам "денационализированных" жителей?

А этим жителям уже давно пора понять, что тихо отсидеться больше не удастся. Как бы сильно этого ни хотелось.

Записала Марина БЛУМЕНТАЛЬ

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!