Власти ЛР утверждают, что НАТО не будет выдвигать нам новых политических требований. Более того, Брюссель просто не успеет их предъявить, учитывая, что переговоры по присоединению к альянсу планируется закончить через 4 месяца. Однако российский эксперт, директор политических программ Совета по внешней и оборонной политике Андрей Федоров уверен, что НАТО "все успеет" и в ближайшее время мы получим новый пакет настойчивых рекомендаций.
- Андрей Владимирович, каковы могут быть "новые" требования НАТО к Латвии?

- НАТО уже давно не только военная организация, да и потом очевидно, что особые военные задачи перед Латвией ставить нет смысла. Она будет не в состоянии их выполнить. И главное, что интересует НАТО — чтобы в Латвии была внутриполитическая стабильность и чтобы ваша страна имела нормальные, конструктивные отношения со своими соседями. Быть стабильным, привлекательным регионом — это и есть основной вклад балтийских стран в НАТО. Исходя из этого, нетрудно предположить, что НАТО на этапе переговоров с Латвией выскажет целый ряд рекомендаций.

Хочу особенно подчеркнуть: НАТО ничего не требует, не стучит кулаком по столу и уж тем более не выдвигает ультиматумов. Схема проста: если страна, приглашенная в альянс, не выполняет свое домашнее задание, не прислушивается к рекомендациям, то представители альянса говорят: спасибо вам за сотрудничество и… до свидания. Вы не соответствуете нашим стандартам. Когда будете соответствовать — тогда и продолжим разговор. Здесь никого жалеть не будут. Поэтому не стоит моим латвийским коллегам надеяться, что их возьмут в НАТО "с закрытыми глазами". Я полагаю, что НАТО может рекомендовать Латвии ускорить решение проблемы массового безгражданства, обеспечить права нацменьшинств в полном объеме (вопрос образования и использования языка) и — урегулировать отношения с Россией. А решение второго вопроса тесно связано с решением первого. С обеспечением прав русскоязычных.

- Официальные лица Латвии уверены, что уже сегодня-завтра отношения с Россией улучшатся. И именно из-за того, что нас пригласили в НАТО…

- С момента Пражского саммита прошло две недели, и, как видите, никакого коренного перелома в латвийско-российского отношениях не произошло… Ну а если серьезно, то и наши латвийские коллеги должны понять: отношения с Россией никоим образом не связаны с приемом или неприемом Латвии в НАТО. У латвийско-российских отношений совершенно другая повестка дня. Это и экономические проблемы, и социальные вопросы, и опять-таки правозащитная тематика. Я, как представитель Совета по внешней и оборонной политике, очень заинтересован в позитивном развитии отношений между нашими странами. Но и Латвия должна помочь нам и сама себе — сделать шаги навстречу Москве. Прислушаться к нашим озабоченностям в отношении соотечественников. И тогда мы пойдем навстречу Латвии — например, в экономических вопросах.

- На днях новый министр иностранных дел Латвии С. Калниете признала, что Латвии не стоит присоединяться к договоренностям о нераспространении ядерного оружия. "Зачем связывать себе руки? А вдруг через несколько лет ситуация в мире и Европе изменится", — сказала министр. Как вы относитесь к такой стратегии?

- Для Европы вопрос ядерного оружия на континенте сегодня неактуален. Перед нами стоят другие вызовы, и все мы должны искать на них адекватный ответ. И вряд ли ядерное оружие поможет в борьбе с терроризмом.

Конечно, Латвия не может давать никаких гарантий — ни по ядерному оружию, ни по обычному. Латвия, в силу объективных причин, будет потребителем НАТО. А участь потребителя незавидна; ваша страна не сможет существенно влиять на общую политику НАТО, не сможет проводить самостоятельную внешнюю политику. И ей придется только выполнять указания альянса.

- Андрей Владимирович, сколько понадобится времени, чтобы и Европа поняла, с какой угрозой Россия столкнулась в Чечне? Ситуация с невыдачей Закаева показывает, что пока европейцы не готовы поддержать политику Москвы.

- Я думаю, что не все так пессимистично, хотя европейцам, живущим относительно спокойно, очень трудно понять российскую ситуацию. Остается одно: разъяснять, что такое чеченский терроризм и чем он угрожает всей Европе. Что же касается Закаева, то не стоит делать из этого трагедию. Нужно понять: его невыдача вовсе не означает, что он "белый и пушистый". Это не вынесение оправдательного приговора Закаеву, это всего лишь свидетельство непрофессионализма нашей генпрокуратуры, которая занималась этим вопросом походя. Впредь вопросом экстрадиции должно заниматься министерство юстиции, как это и происходит в других странах. Если бы все доказательства в отношении Закаева были оформлены правильно, то Дании ничего другого не оставалось бы, как выдать России ее гражданина.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!