Вчера латвийский парламент был как никогда близок к тому, чтобы увеличить число выходных дней в стране сразу на два. Проголосовав за направление в комиссию предложения TB/LNNK о выходном 24 декабря, сейм принял в качестве такового и 7 января.
Но спустя несколько часов Народная партия потребовала переголосования — и вот при 40 "за", 1 "против" и 47 воздержавшихся православный праздник был отменен.

Автора просят подняться на сцену

Первым "праздничным" законопроектом, однако, шло предложение ЗаПЧЕЛ. Мотивируя объявление православного Рождества праздничным днем, депутат Владимир Бузаев сказал:

— Православие — первый из видов христианства, зафиксированный на территории Латвии. К тому же христианство было распространено на этой территории еще за двести лет до основания Риги католическими крестоносцами. Православие в Латвии следует заповеди Христовой — нет ни эллина, ни иудея. Среди православных есть немало латышей, богослужения частично проходят на латышском языке, а, к примеру, в церкви Вознесения Христова в Риге — только на государственном языке. Среди жителей Латвии единственный канонизированный христианский святой — православный архиепископ, латыш Иоанн Поммер. По статистике, приведенной В. Бузаевым, в прошлом году 22,3% новорожденных были крещены православными, 21% — католиками и 19% — лютеранами. То же касается отпеваний умерших: 23,7% православных, 22,9% лютеран и 22,7% католиков. В заключение депутат не без иронии сказал, что руководство Православной церкви в Латвии ни в коей мере не принадлежит к электорату ЗаПЧЕЛ — и посему законодательное предложение носит совершенно объективный характер.

Голосование оперативно расставило все на свои места: "за" было только 20 депутатов (ЗаПЧЕЛ, ПНС, Соцпартия и Кришьянис Петерс из Первой партии). Но потом последовала вторая попытка… "Празднуем ли мы вместе с Европейским союзом?"

Надо отдать должное Первой партии: узнав, что ЗаПЧЕЛ подало в президиум сейма поправки о Рождестве, "священники" тут же их скопировали и подали уже от себя! В итоге вопросы №№ 3 и 9 повестки дня вчерашней пленарки были фактически идентичны, за исключением автора. Впрочем, здесь нет места обиде на плагиат — какая разница, кто выдвигал предложение, если оно отвечает интересам людей? Однако тут на "поповичей" набросились их же соратники по правящей коалиции.

— Любой праздник наносит ущерб народному хозяйству! — заявил Дзинтарс Абикис (Народная партия). — В Юго–Восточной Азии люди, чтобы быть конкурентоспособными, отказывают себе в праздниках и отпусках. Латвия с XIII века включилась в западноевропейское геополитическое пространство. Два официальных Рождества общество Латвии не объединят, скорее разрушат. Почему мы должны отмечать это Рождество только потому, что православная церковь не захотела присоединиться к изменению календаря?

К слову, работающий только в сейме г–н Абикис в году имеет порядка 3 МЕСЯЦЕВ официальных каникул. Так что в защиту конфуцианских ценностей он мог бы промолчать. Впрочем, не все так плохо — ведь где бы ни работал человек, в свое свободное время он делает покупки, заправляет авто, посещает питательные и развлекательные заведения. Всем известно, что экономика ЛР поддерживает штаны в основном за счет услуг — так что лишние выходные ей бы не помешали!

Увы, принятое 44 голосами "за" при 43 воздержавшихся предложение Первой партии спустя несколько часов было зарублено с подачи Народной партии. Взойдя на трибуну, Александрс Кирштейнс задал риторический вопрос: "Празднуем ли мы вместе с Европейским союзом?" и призвал брать пример с… греческой православной церкви, а не с Московской патриархии. В итоге не проголосовала за Рождество и активно манифестирующая свое православие спикер сейма Ингрида Удре. У нас опять отняли праздник…

Битва за репатриацию

Едва ли не самым "кровавым" законопроектом стало обсуждение поправок к Закону о репатриации. Суть предложений Петериса Симсонса состояла в том, чтобы дать право считаться репатриантами не только латышам и ливам, но и всем потомкам граждан Латвии (в том числе и уехавшим из Латвии после 4 мая 1990 года). "Народница" Анта Ругате апеллировала к тому, что в Сибири живет много людей с записями в российских паспортах "латгалец". Так почему бы не дать им возможность переехать в ЛР, тем паче что нашей стране все равно потребуется новая рабочая сила?

Но тут на страже национальной чистоты стали стеной "тэбэшники". Юрис Добелис возопил о "тех гражданах, которым гражданство полагалось, но которые не испытывают никакого патриотизма к Латвии и латышам". Подумать только, даже солдаты армии ЛР не говорят на госязыке! Такие граждане, утверждал Добелис, всячески стараются угодить России. А 4 мая 1990 года — это "граница, которую нельзя переходить". "В сейме появились фантастические и фанатические ревизоры — как господин Симсонс", — обвинил депутата от Первой партии Петерис Табунс.

На это обиженный Симсонс вспомнил, что обвинения в ревизионизме он получал в последнее время в бытность советским студентом. "Трудно говорить с глухими", — заключил депутат.

— Когда людей высылали в Сибирь, их национальность не различали, — сказал депутат В. Бузаев. — Пострадала и самая активная часть русской общины Латвии.

Ну а депутат–социалист Александр Голубов решился, можно сказать, на низвержение устоев — он произнес с трибуны сейма ПО–РУССКИ весьма патриотическую фразу: "Родина, не отталкивай своих сыновей и внуков!" Впрочем, это была не единственная "языковая диверсия" на вчерашнем заседании: так, среди некоторых депутатов ходил документ на госязыке РФ, исполненный в парламенте… Эстонии. Неслыханная в наших краях диковина!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!