Орнитологи утверждают: ни одной из 150 форм птичьего гриппа человек может не опасаться.
Массовая истерия, возникшая из–за H5N1, становится все круче. Так, вице–спикер Госдумы РФ Владимир Жириновский предложил взять всем по берданке и отстреливать перелетных птиц. А главный государственный врач России Геннадий Онищенко на днях заявил, что пора поголовно истребить ворон и голубей, да и местные эпидемиологи упорно нагнетают обстановку. Но так ли страшен птичий грипп, как его малюют? Академик Латвийской академии наук, профессор ЛУ, руководитель кафедры орнитологии Института биологии Янис Виксне предлагает народу успокоиться.

Биологическое оружие США

Янис Виксне — и в советские годы, и теперь — всегда считался лучшим латвийским орнитологом республики. За консультациями к нему обращаются не только местные уважаемые специалисты, но и профессионалы из России и Евросоюза. И к мнению этого человека прислушиваются на самом высоком уровне.

— Да, меня уважают, но массовый психоз (иначе ситуацию вокруг H5N1 уже и не назвать!), кажется, не в состоянии остановить ни один специалист, — замечает Янис Виксне. — А ведь птичий грипп был известен человечеству с первой половины прошлого века, когда люди только научились обнаруживать и определять вирусы. Причем как птичий грипп в мире классифицируются более 150 вирусов! И они — к вопросу о пандемии — ни разу не смогли полностью уничтожить даже одну популяцию диких птиц. Равно и для человека птичий грипп не представляет реальной опасности. Но почему весь мир вдруг заинтересовался этим вирусом? Давайте разберемся.

Янис Виксне предложил заглянуть в историю. Больше всего в исследованиях, связанных с птичьим гриппом, преуспели американцы, когда разрабатывали в годы "холодной войны"… биологическое и бактериологическое оружие против стран соцлагеря.

В середине прошлого века правительство США выделило миллион долларов на закрытую программу по изучению миграции птиц в Юго–Восточной Азии и Восточной Европе. Определенные ведомства всерьез рассматривали в качестве мощного оружия птиц, которых в случае необходимости можно было бы заразить вирусом и "направить" за "железный занавес". Лучшие умы в соответствующих структурах тщательно изучили специфику птичьего гриппа, суть вируса, схему которого, если потребуется, можно изменить.

Отчеты микробиологов и вирусологов до сих пор находятся в США под грифом "совершенно секретно". Благо программу вовремя свернули, поскольку докопались до истины: поведение птиц крайне сложно спрогнозировать, вдобавок невозможно до конца доказать, какие вирусы могут мутировать и не залетит ли "крылатое оружие" в Америку. Скажете, американцы окончательно с ума сошли? Как знать… В научных кругах однажды прозвучала информация, что каким–то вирусом американцы то ли по ошибке, то ли специально, но все же заразили группу птиц, и те полетели в Азию…

Как раздували вирус

— Насколько успешна была закрытая программа США, мы можем лишь гадать, однако факты упрямая вещь: в самой худшей форме птичий грипп проявил себя именно в Азии, — рассуждает Янис Виксне. — А в азиатских странах крайне благодатная среда для активного развития вируса. Там птицы на фермах содержатся в антисанитарных условиях, причем живут в "загонах" столь плотно, что не всегда могут даже лапы на землю опустить.

Но почему о птичьем гриппе так много говорят? Начнем с того, что в Америке с недавних пор возникли большие проблемы со сбытом своей птичьей продукции, жесткая конкуренция с азиатскими странами. Поэтому важно было оперативно распространить информацию, так сказать, вспомнить о существовании птичьего гриппа… В результате — стоило лишь найти дохлых птиц, их тут же отправляли на самые тщательные анализы, а потом, что вполне логично, хоть у какой–то да обязательно находили вирус. Мы, орнитологи, за этим процессом наблюдали и посмеивались, ведь множество птиц болеет этим (и массой других) вирусом, поэтому обнаружить его не составляло ни малейшего труда.

А потом дело было за малым: СМИ, политики и некомпетентные медики (крайне мало знающие, что в действительности представляет собой птичий грипп, не способные ответить на очень многие вопросы) запугали народ окончательно. К примеру, Жириновский прокричал на всю Россию совершенно идиотское заявление о поголовном отстреле всех перелетных птиц, на днях главный государственный врач РФ Геннадий Онищенко потребовал объявить массовый террор воронам и голубям. Последнее заявление — либо полный бред недальновидного истерика, либо параноидальная перестраховка.

Птичьи вирусы, как и бешенство, не исчезают и не появляются, они есть всегда: существуют всплески, бывают высокопатогенные формы, а потом на десятилетия переходят в латентные формы и спокойно живут в организме животных. Орнитологи Латвии уверены: в нашей стране грипп однозначно появится, когда вернутся с зимовки птицы, но бояться этого не стоит.

Не пейте птичью кровь!

— Отрицать, что перелетные птицы могут переносить вирус, мы не можем. Но! Нет ни одного доказательства, что кто–то из людей заболел от диких птиц, — подчеркивает Янис Виксне. — Все случаи заболевания связаны с употреблением в пищу сырого и полусырого мяса именно домашних птиц, кроме того, на Востоке даже есть традиция — пить кровь. Однако, замечу, и в прошлом (задолго до нынешнего гриппа) люди болели и даже умирали после того, как употребляли сырое мясо птицы, о чем вы можете спросить у охотников на уток.

В Азии люди заражались вирусом и после чистки ферм, где погибли птицы, поскольку не соблюдали никаких мер предосторожности. Например, им в открытые раны попадала зараженная кровь. В Турции же те самые погибшие ребятишки играли отрубленными головами кур, а потом (это подтверждают свидетели) слизывали с грязных рук кровь. Если соблюдать гигиену, ничего страшного с вами не произойдет. Можете спокойно есть и котлеты из куриного мяса, и супы, и печенку, но все должно быть как следует приготовлено, поскольку вирус умирает при температуре 70 градусов.

А в чем реальная опасность вируса? Пока H5N1 не может перейти от человека к человеку, но если мутирует (тогда он уже не будет птичьим гриппом!), боюсь, повторится ситуация начала прошлого века, когда сотни тысяч людей погибли от испанки.

Ответ природы

Тем не менее в мире слишком уж чувствительно относятся к ужастикам со стороны мнительных людей. Так, в Великобритании убили всех диких птиц в зоопарках и уже на полном серьезе обсуждают вопрос: хватает ли в стране мощности крематориев, чтобы сжигать умерших от вируса людей? В Турцию все меньше едет туристов, поскольку люди опасаются, что вирус можно подхватить буквально от первого чиха случайного прохожего. Да и в латвийском Министерстве среды прозвучала "гениальная" мысль: а не пора ли отстреливать в городах птиц, питающихся трупами животных?

— Природа не терпит грубого вмешательства. Нельзя в массовом порядке отстреливать всех ворон, голубей и перелетных птиц. Во–первых, это крайне глупо. Во–вторых, на всей территории полностью вырезать тех же ворон все равно не удастся. В–третьих, представьте, что произойдет, если уничтожить множество птиц. Тогда появится больше насекомых, которые станут активно уничтожать деревья, и помешать им никто не сможет, поскольку пропадут птицы и, как следствие, нарушится целая экологическая цепочка. В итоге человек получит удар помощнее H5N1.

Реальность же такова, что человек на самом деле получает по заслугам. "Царь природы" за последние десятилетия сделал все, чтобы в мире стало меньше птиц, — вырубает леса, уничтожает среду обитания пернатых, травит воздух выхлопами своей цивилизации. Теперь настал черед потесниться уже человеку: вот тебе H5N1!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!