Депутаты от ЗаПЧЕЛ и Соцпартии, направившие запрос премьер–министру Калвитису "Об эмиграции и демографической ситуации в Латвии", не удивились выступлению главы комиссии по запросам Аугуста Бригманиса (Союз "зеленых" и крестьян), объявившего инициативу оппозиции несвоевременной. Однако потом состоялись более чем двухчасовые дебаты — видать, крепко все–таки задело правящих!
Уезжают самые способные

Отстаивая необходимость рассмотрения запроса, Юрий Соколовский сказал: "Уезжают молодые, образованные люди. Теперь они будут рожать детей и платить налоги в Ирландии. Латвия — первая по старению страна ЕС, и мы, депутаты, будем ответственны за последствия, если государство не подумает о своих жителях. Иммиграция в Латвию — вопрос 2–4 лет. У нас еще есть возможность пригласить к нам людей с близким менталитетом. Иначе хаотичная иммиграция приведет к тем же проблемам, что уже узнала Европа". Глава фракции ЗаПЧЕЛ Яков Плинер обратился к предыстории проблемы: — 15 лет у власти в Латвии находятся правые лжепатриоты. А ведь государству нужно дать возможность заработать тем, кто это может, и помочь тем, кто это сделать не в состоянии.

Владимир Бузаев напомнил коллегам о командировке в Ирландию — в самолете Рига — Дублин не было слышно английской речи, все говорили по–латышски и по–русски. За границу люди едут семьями… "Здесь не будет латышского языка, — предрек депутат Соцпартии Александр Голубов. — Вам придется говорить на их языке".

Ваш же автор высказался в том смысле, что в самой трудовой миграции нет ничего страшного. Вернулась ведь президент Латвии, да и нынешний премьер трудился в Швеции дояром. Другое дело, что связь со страной должна оставаться — эстонцы, к примеру, решили эту проблему выдачей карточек с электронным чипом, с помощью которых можно голосовать на выборах в родной стране, находясь в любом конце света.

"Оппозиция берет в заложники правительство"

Как ни странно, даже со стороны национальных депутатов были выступления в поддержку инициативы ЗаПЧЕЛ и СПЛ. Лиене Лиепиня (Jaunais laiks): "Это очень, очень серьезная проблема. Уезжает и квалифицированная, и неквалифицированная рабочая сила. Очень большая часть не вернется обратно. И это не обязательно люди, которые не любят Латвию. Нам нужно учиться у Европы, как сказал Ю. Соколовский. Обязательно поднять минимальную зарплату".

Вилнис Эдвинс Бресис (Союз "зеленых" и крестьян): "Жаль, что у нас нет в государстве ни статистики, ни критериев, по которым мы могли бы оценить происходящее. Нет и прогнозов. Деградирует международный образ Латвии — после скандалов в Швеции и Ирландии нас воспринимают как поставщика дешевой рабочей силы. Latvijas cels говорил, что все, что происходит с промышленностью, должно быть частной инициативой.

Но только большие проекты могут уберечь Латвию от того, чтобы она стала позорным пятном". Марис Гулбис (депутат вне фракций): "Ни глава правительства, ни министры не съездили в Ирландию, чтобы рассказать людям, что будет с латышской школой, с латышским обществом, с поддержкой латышскости. Оппозиция берет в заложники правительство".

"В Латвию въезжают тысячи русскоязычных"

Тема миграции, разумеется, не могла оставить равнодушными латышских "ультрапатриотов". Петерис Табунс (TB/LNNK) заявил, что в Латвию "уже въезжают тысячи русскоязычных" — из России, Украины, Белоруссии. По его мнению, запрос оппозиции предлагает "еще более утяжелить ношу, от которой мы не избавились со времен оккупации". Зайдя далеко в дебри, Табунс предложил ЗАПРЕТИТЬ ПРОИЗВОДСТВО, если оно связано с дополнительным притоком рабочей силы.

Его партайгеноссе Юрис Добелис заявил: - Я не огорчусь, если часть эмигрирует. В Латвии много людей, которым нужно уехать. Они возбуждают беспорядки, не учат латышский язык. Путин зовет их домой, теперь и Боос — только во временный дом, ведь Кенигсберг не старая русская, а скорее балтская земля. Более 20% населения против Латвии как независимого государства — им надо уехать! Они никогда не будут порядочно работать.

Далее Добелис пошел вразнос и назвал "полулюдьми" тех, кто "за 5 латов стоит с плакатом и кричит, что его права нарушают".

Дзинтарс Абикис (Народная партия) упрекнул левых депутатов в том, что они забыли: в 30–х годах Латвия "была на уровне жизни Финляндии, сюда ехали десятки тысяч сельских рабочих из Литвы и Польши, и если бы Латвия не была оккупирована…" Затем он привел позитивный пример: в Айзкраукле американская фирма создала завод, который производит — о чудо! — 20 дверей в минуту. Так вот надо инвестиции "высокотехнологичные" развивать… А с тех, кто покидает ЛР, получив за госсчет образование, Абикис предложил взыскивать его стоимость. Прям как в СССР с уезжающих в Израиль…

Новый "тевземец" Александрс Кирштейнс предложил Латвии учиться у таких малых стран, как Люксембург, Лихтенштейн, Исландия и Андорра. "Нам не нужно это швейное производство с сотнями фабрик, где зарплата ниже, чем в Китае, не нужно судостроение, в котором лишь сваривают корпуса, чтобы норвежцы устанавливали все остальное и получали прибавленную стоимость. В Латвии — избыток рабочей силы с низкой квалификацией".

Затем Кирштейнс заявил, что Латвия "дискриминирует школьников тем, что у нас две системы образования — на государственном языке и для тех, кто недостаточно знает государственный язык и поэтому не может найти высокооплачиваемую работу в государственных учреждениях и международных корпорациях". "Не может быть двух общин в одной стране! — сказал А. Кирштейнс, — Неграждан призывают вернуться на этническую родину, а правительство это игнорирует".

Ваш автор позволил себе реплику — весь тот "концептуальный" подход, который продемонстрировал А. Кирштейнс, его партайгеноссе реализовывали с начала 90–х годов. В результате в Латвии нет ни ВЭФа, ни РАФа, ни "Страуме" (правда, есть Страуме — вице–спикер от TB/LNNK). Впрочем, история уже наглядно доказала, что промышленность на этой земле возрождается, как Феникс из пепла — и после Первой мировой, и после Второй мировой, и после "песенной революции". И не стоит забывать: Латвия по территории — как две Голландии и теоретически могла бы разместить миллионов 30 человек. "Старая" Европа давно и с вожделением поглядывает на наши лесистые, озерно–речные просторы с нетронутой природой. Вот тогда–то и наступит окончательный апофеоз "латышскости"…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!