Извилистая дорожка приводит вас в Рижскую санаторную школу–интернат "Шмерли", которая находится прямо в лесу. Здесь живут и учатся ребята с психоневрологическими проблемами. По словам директора школы–интерната Аниты Стукане, ребят, нуждающихся в спецобучении, с каждым годом в Латвии становится все больше.

А чему удивляться? Болезни общества неизбежно сказываются на детях. Одни растут в бедности, плохо питаются, не занимаются в спортивных кружках, не ходят в походы и на концерты… А у благополучных детей вся жизнь в компьютере: занятым "под завязку" родителям просто некогда заниматься отпрыском… А родовые травмы, по которым Латвия имеет один из самых страшных показателей в Европе!

И вот приходит ребенок в первый класс обычной школы, и вскоре учителя обнаруживают, что у малыша слабая память, он рассеян сверх меры, гиперактивен, у него нередко нарушена координация движений. Да и вообще странности в поведении… Промучившись с еnfant terrible какое–то время и осознав, что причина "нестандартности" имеет клиническую подоплеку, педколлектив направляет ребенка на врачебно–педагогическую комиссию. Если диагноз подтверждается, школа–интернат "Шмерли" обзаводится очередным питомцем.

Допотопный интернат

Ученики проводят здесь всю рабочую неделю, навещая отчий дом лишь по выходным. Питание, содержание, обучение и лечение финансирует государство на пару с самоуправлением. На первый взгляд, "Шмерли" содержится по–королевски: на одного ученика школы–интерната выделяется 50 латов в год — более чем вдвое больше, чем в обычных школах. Но стоит перешагнуть порог учебного заведения, как тут же становится понятно: "райской" жизнью тут и не пахнет…

— У нас 95 учеников, — говорит директор школы–интерната Анита Стукане. — И мы действительно получаем на каждого по 50 латов в год. На всех это составляет 4750 латов: около 1000 уходит на лекарства, примерно 600 — на учебники и учебные материалы, более 700 — на гигиенические принадлежности, если что остается — на ремонт пускаем… У нас же тут все просто "горит"! Детки–то наши непростые (не зря же их сюда направили): то что–то сломают, то разобьют, оторвут… К тому же ученики в обычных школах проводят от силы часов 7–8, а мы эксплуатируем свои помещения целыми сутками… И г–жа Стукане переходит к самому больному — к тому, ради чего, собственно, "ВС" и навестила "райский уголок".

Раньше здесь была санаторная школа на 50 мест для ребят, больных туберкулезом (ТВС). Со временем разросшаяся школа была переведена на Юглу, а ее прежние помещения были отданы под школу–интернат для ребят с нервнопсихологическими проблемами.

— С 1976 года здесь не проходило никаких серьезных ремонтов, — продолжает г–жа Стукане. — С каждым годом школа становится все менее пригодной для проживания и учебы. Ветшает, сыплется, к тому же ученикам здесь просто тесно! Чтобы попасть к нам, ребята стоят на очереди! Понятно, что такому городу, как Рига, необходима школа гораздо больших размеров.

…Мы заходим в класс — узкую комнату площадью метров под 30, куда втиснуто 14 парт, шкаф с учебными пособиями и учительский стол. В 70–х здесь были летние верандочки, где спали больные туберкулезом ребята в летние погожие деньки во время тихого часа. Потом их наскоро утеплили, приспособив под зимние помещения для классов.

— Летом еще ничего, а в межсезонье здесь просто ужас, — поясняет г–жа Стукане. — На перемену дети бегают на улицу — больше погулять негде. Между классом и улицей — только крошечный тамбур; в результате вся уличная грязь носится в класс. Дети прямо в уличной обуви на уроках сидят! А иные даже куртки не снимают — потому что некуда повесить.

…Обшарпанные стены, допотопные лампы дневного света, трещины в трухлявых досках пола удручают. Стараясь не споткнуться о выбоины в полу, мы отправляемся в жилой корпус. Благодаря стараниям персонала здесь уютнее. И все же — 9 двухъярусных коек на пространстве примерно в 30 "квадратов"! Мысленно прикидываю: в этой спальне на одного ученика приходится менее 2 квадратных метров — меньше даже, чем полагается покойнику на кладбище! А ведь речь идет о ребятах с проблемным здоровьем, о гиперактивных!

…Попутно мы знакомимся и с интернатовскими "удобствами". И при спальных, и при учебных помещениях — два туалета (2–местный мужской и одноместный женский). Всего ими пользуются 20 девочек и 75 парней; страшно подумать, что произойдет, если одновременно "приспичит", например, десятерым…

Обещанного ждут… 14 лет?

То, что необходимость строительства новой школы назрела давно, очевидно абсолютно для всех, включая мэрию столицы. Но…

— Вроде что–то происходит, — говорит А. Стукане. — То какие–то конкурсы проводятся, то какие–то эскизы предлагаются… Но все время как будто что–то мешает! Прошел слушок, что кому–то из сильных мира сего страшно хотелось прибрать к рукам нашу территорию — оттого все и тормозилось. Так это или нет, не знаю; но вот сейчас мы узнали, что дело снова застопорилось. У департамента развития вроде бы какие–то затруднения, и людям, работающим над проектом, перестали платить…

По словам директора, администрация готова на любые условия. Надо расшириться — с тем чтобы в школе вместо нынешних 95 учились 200–220 человек (что удовлетворило бы нынешние потребности Риги), — пожалуйста. Надо "переселиться" на время, пока будет построена новая школа, — с дорогой душой! Но беда в том, что слова звучат, а реально ничего не происходит.

— Сегодня мы для Рижской думы — неплохой источник "экономии", — горько шутит директор. — На ремонт нам средств не дают: зачем, если будут строить новую школу? Это, может быть, и логично. Однако в столовой и учебном корпусе рубероид за 14 лет так износился — в сильный дождь ученики получают холодный душ! (В третьем квартале, правда, мэрия пообещала средства на ремонт крыши. — М. Б.). Канализация старая: ежемесячно приходится вызывать сантехников, поскольку забивает. Нет нормальных комнат для отдыха, спортивный и актовый зал — "в одном флаконе", на окно нажмешь посильнее — вылетит вместе с рамой… А на все наши жалобы ответ один: "У вас же новая школа будет!" Но когда же она наконец будет?! Ведь наши ребята должны учиться ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!

…Недавно ситуацией в Рижской санаторной школе–интернате заинтересовался известный в Латвии "Фонд Мартиня" (Martina Fonds). Решив не ждать обещанного думскими чиновниками "светлого будущего", представители фонда, объединившись с администрацией, создали инициативную группу, результатом работы которой стал проект Smerla skola ("Школа "Шмерли"). Проект включает в себя три пункта:
1. Улучшение санитарно–гигиенической ситуации в школе–интернате, ремонт спальных помещений и благоустройство окружающей территории.
2. Организация образовательных мероприятий — с тем чтобы 50 учеников получили права велосипедиста;
3. Организация праздника, посвященного окончанию учебного года.

На все это, по расчетам инициативной группы, требуется 8200 латов. В связи с чем "Фонд Мартиня" призывает неравнодушных людей жертвовать средства на счет:

Nodibinajums Martina Fonds
Vecpilsetas iela, 3, Rїga, LV–1050,
Reg. Nr. 40008018975
Latvijas Unibanka, konts LV84UNLA0002031469808
Maksajuma merkis ziedojumiem: Projektam "Smerla skola".

Лица, жертвующие на нужды благотворительности общественной организации, имеют право на налоговые льготы (статья 4 закона "Об общественных благотворительных организациях").

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !