Латвия хочет стать Швейцарией и добить население всенародными опросами.
Стоило нашему президенту перед уходом на заслуженный отдых инициировать самый непонятный и бессмысленный в истории ЛР референдум — по законам о спецслужбах, и тут же у инициативных дам и господ родилась идея… проводить референдумы чуть ли не каждый месяц! По любому вопросу, который вызывает неоднозначную реакцию общества. А поскольку "неоднозначную реакцию" в Латвии вызывает любой вопрос, то всенародное голосование примет характер эпидемии. Ходить на избирательные участки придется как на работу.

Отметим, что сигнал к такой эпидемии народу дал сам премьер, который после объявления референдума по законам о спецслужбах философски заявил: "Вообще референдумы — это очень демократический способ решения госвопросов. Нужно давать возможность народу высказать свое мнение, и такие референдумы необходимо проводить чаще".

В этот понедельник, откликаясь на совет премьера, активисты Общества защиты Юрмалы предложили внести поправки в законы, позволяющие устраивать референдумы местного значения. Например, они могли бы высказать свое мнение по поводу плана развития города–курорта. Также можно проводить референдумы и по другим актуальным темам жизни городов и волостей.

Вчера же с идеей провести свой референдум выступили отдельные священнослужители и муниципальные депутаты. Они хотели бы пригласить граждан ЛР принять участие во всенародном голосовании, дабы узнать их отношение к… сексуальным меньшинствам. Непонятно, правда, как в этом случае авторы идеи референдума собираются сформулировать вопрос. Неужто они прямо так и спросят у латвийцев: "Как вы относитесь к геям и лесбиянкам?" Это уже будет напоминать анекдот, когда на такой вопрос был дан остроумный ответ: "Я к ним не отношусь". Конечно, референдум — действительно высшая степень демократии, если учесть, что демократия — это и есть власть народа. Но нельзя же этот процесс доводить до абсурда! Сторонники проведения регулярных референдумов постоянно ссылаются на швейцарский опыт. В этой стране плебисциты проходят чуть ли не каждые 3–6 месяцев. Однако нельзя сравнивать Швейцарию с Латвией. Бюджет одного кантона альпийской республики в десятки раз превышает бюджет ЛР вместе с евросоюзовским софинансированием!

Правы те, кто считает, что абсурдные референдумы просто приведут к деградации самой идеи референдума и народ вообще перестанет в них участвовать. Когда действительно нужно будет узнать позицию граждан ЛР по ключевому вопросу, этих граждан и палкой нельзя будет загнать на избирательные участки. Латвия — парламентская страна, и это значит, что народ, голосуя на выборах в сейм, сознательно делегирует депутатам право от его имени принимать важные решения. В том числе и по специфическим вопросам, например, связанным со спецслужбами.

За 15 лет независимости в ЛР были куда более важные проблемы, по которым стоило спросить мнение народа. Так, в свое время стоило бы провести референдум по вопросу о приватизации крупных (монопольных) предприятий, о социальной политике и пенсионной системе, о денационализированных домах. Но как раз по этим вопросам властям было невыгодно спрашивать мнение народа — результат мог быть для них крайне неблагоприятным.

А вот вопрос о предоставлении негражданам права выбирать местные самоуправления вполне можно было вынести на референдум, как и предлагает лидер Первой партии А. Шлесерс. Вот только насколько будет он демократичным — ведь пятая часть населения (те же самые неграждане) не участвует…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!