Александр Голубов, парламентарий–социалист, принимает… в кабинете ЛОРа. На самом деле — профессиональный отоларинголог не бросил врачебную специальность и остался верен Карсавской больнице. Так что г–н Голубов по всем понятиям — уездный доктор. Ну а здравоохранение наше успешно движется к "стандарту", описанному Чеховым и Вересаевым.
Вымерли от "оптимизации"

За 7 лет реформ здравоохранения население Лудзенского района сократилось на 5000 человек. Казалось бы, тревожный сигнал? Однако Министерство благосостояния продолжает свою политику "оптимизации". Закрыта больница в Зилупе, остались только две — в Лудзе и Карсаве, да и у этих объем финансирования резко сократился, ведь с 9% ВВП расходы на медицину упали до 7% (вот куда ушли денежки на НАТО!).

— Большие надежды на семейных врачей, к сожалению, не оправдались, — признает А. Голубов, — Семейного доктора надо готовить с самого начала, а когда "переученные" участковые терапевты вынуждены заниматься одновременно хирургией, гинекологией и невропатологией — добра не жди.

Больницы Лудзенского района душат платежи за электричество, отопление, цены на медикаменты. Медики в долгах, хотя зарплаты сокращены до минимума. Так, после всех вычетов медсестра и санитарка получают на руки чуть больше 40 Ls! За 3–4 года в районе не появилось ни одного молодого выпускника Медицинской академии.

Банкротство больничных касс

Самая главная проблема финансирования, по оценке А. Голубова, — превышение расходов больниц над тем, что выделяется кассами. Расписываются бюджеты лечебных учреждений по так называемым пунктам, каждый из которых отражает через коэффициенты определенную медицинскую услугу. Но в течение года "вес" каждого пункта меняется! Ибо что может сделать касса в Лудзе, если в Карсаве поступило в 2–3 раза больше больных, чем "по плану"? А страдает медик. Поэтому и районные эскулапы находятся в полной забастовочной готовности.

— В какой ситуации оказываются пациенты? Единственное хирургическое отделение в районе находится в Лудзе. Это на 38 000 человек! Резко сокращено число коек, часть палат предназначена для "социальных больных". Зимой в больницах всегда очереди.

Доктор едет–едет…

Со "скорой помощью" в Лудзенском районе вообще полный завал. Представьте себе древний "УАЗ", пробирающийся по латгальским буеракам! Причем во всем районе только ОДИН штатный врач на машине "неотложки", два других экипажа укомплектованы фельдшерами.

— И это при том, что район в демографическом плане — один из самых "старых" в Латвии. Велико у нас число аварий, пожаров, несчастных случаев. И, конечно же, народ крепко "употребляет".

Пьянство, ставшее эпидемией в латгальской глубинке, происходит, по мнению Александра Голубова, от безнадежности. Практически нет работы — если не считать немногих государственных и муниципальных учреждений. Большая часть населения видит деньги, только когда приносят пенсии или детские пособия, а так перебивается натуральным хозяйством. И, конечно, как и по всей Латвии, валят под Лудзой лес. Что, естественно, не прибавляет экологии и здоровья.

— Я поехал на место, где много лет подряд собирал грибочки, — гляжу, а леса уже нет. И никому не придет в голову посадить на месте вырубки новый!

…Тем не менее доктор Голубов по–прежнему практикует в Карсаве. Ну а потом садится в машину и едет в Ригу — бороться с первопричиной болезней.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!