Лидер фракции Нового времени Кришьянис Кариньш уже пригрозил, что правительство уйдет в отставку, если закон не будет принят.

Пожар разгорается

А вчера спикер Сейма Ингрида Удре пригласила за стол переговоров министра образования Карлиса Шадурскиса, его оппонента из ЛАШОРа Игоря Пименова, главу Комиссии Сейма по образованию Яниса Страздиньша, а также председателя фракции ПНС Яниса Урбановича и его зама Андрея Клементьева.

Предметом обсуждения стали пресловутые поправки. Стороны пришли к выводу, что в последнее время в обществе зреют радикальные настроения. И сейчас — последняя возможность потушить пожар.

Речь идет о том, что одни называют ликвидацией русских школ, а другие — совершенно дежурной реформой системы образования. Еще в 1998 году парламент принял Закон об образовании, согласно которому с 1 сентября 2004 года все латвийские школы (за исключениемчастных) должны вести обучение только на государственном языке.

"Не менее" вместо "только"

Минувшим летом правительство в соответствии со ст. 81 Сатверсме внесло изменение в Закон об образовании — было вычеркнуто слово "только". Эту поправку в течение полугода должен был подтвердить Сейм. Однако парламентарии все равно решили закрутить гайки.

Первое чтение прошел вариант поправок, предусматривающий, что в школах нацменьшинств 3/5 предметов должны преподаваться на госязыке. Следующее чтение прошел закон с формулировкой, что на языке нацменьшинств в средней школе можно преподавать только предметы, связанные с национальной идентичностью. Эта пропорция составляет примерно 9/1. К третьему чтению после вмешательства президента, скандалов и пикетов правящее большинство пошло на уступку — ответственная комиссия оставила вариант 3/5, однако в последний момент добавила фразу "не менее". Эту формулировку защитники русских школ восприняли как возвращение к злополучному слову "только".

После встречи у Ингриды Удре министр Шадурскис так прощался с Пименовым: "Ну, значит, ночью я напишу вариант, который завтра мы с вами обсудим". Как удалось выяснить "Телеграфу", комиссия по образованию и науке все-таки готова внести какие-то изменения. Правда, до сих пор непонятно, что же может написать Шадурскис, что устроило бы ЛАШОР, поскольку оба по-прежнему настаивают на разных моделях существования школ нацменьшинств.

Содержание "домашней работы" Шадурскиса во многом может зависеть от совещаний между Новым временем и Партией народного согласия относительно поддержки правительства Эйнара Репше. К чему пришли стороны, станет известно сегодня утром на внеочередном заседании комиссии по образованию.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!